analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Методы выявления вариантов использования

Методы выявления вариантов использования

Вариант использования может быть определен как деятельность системы в ответ на какое-либо событие. В таком случае, каким образом аналитик может гарантировать, что охватываются все возможные варианты использования? Согласно подходу всемирно известного гуру IT Элистера Коберна, аналитик определяет варианты использования при помощи теста под названием «кофе-пауза». Это значит, что как только пользователь завершил прецедент, он или она может в тишине насладиться кофе-паузой, не чувствуя угрызений совести. Однако кроме этого теста существует еще три проверенных метода для выявления вариантов использования. Они приведены ниже.

Метод пользовательской цели

Это достаточно очевидный подход, который включает в себя диалог с пользователями, направленный на выявление их целей при работе с новой системой. Как правило, аналитик составляет список всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров), которые с достаточной степенью вероятности будут работать с данной системой, затем он тщательно продумывает их роли и определяет, что именно может им понадобиться для выполнения их задач.

При помощи анализа существующих систем и опросов пользователей о том, каким образом они хотели бы использовать новую систему, аналитик может найти массу прецедентов. Таким образом, варианты использования представляют собой как уже существующие системные функции, так и впервые запрашиваемые.

Метод CRUD

Еще одним методом для выявления вариантов использования является метод CRUD (Create – создание, Read или Report – чтение или информирование, Update – обновление и Delete – удаление). В этом случае аналитик определяет все элементы данных, которые должны быть обработаны системой, и создает варианты использования, связанные с созданием, чтением, обновлением и удалением информационных элементов. Ниже представлено руководство по использованию метода CRUD на примере сайта с возможностью онлайн-заказа:

  1. Определите элементы данных, которые должны быть обработаны системой. Они включают в себя информацию о покупателе, заказе, товаре и условиях доставки.
  2. Исследуйте каждый элемент данных и определите варианты использования, которые создают данные, читают либо информируют о данных, обновляют и удаляют их.

CRUD-анализ выглядит следующим образом:

Для создания диаграммы прецедентов, свяжите каждый итоговый вариант использования с соответствующим актером и продемонстрируйте ассоциации между ними.

Метод декомпозиции события

Этот метод основан на определении событий (во время мозгового штурма), на которые должен быть получен ответ системы, и на определении того, каким именно образом система должна ответить на данное событие. Вот несколько рекомендаций по использованию данного метода:

1. Представляйте систему в виде черного ящика: на какие события она должна отвечать? Данный шаг позволит вам исследовать возможности системы, не углубляясь в ее внутренний механизм. Давайте рассмотрим систему найма сотрудников и определим события, которые могут случиться вне системы.

Кандидат (внешний фактор) может вызвать следующие события:

  • Создать профиль
  • Осуществить поиск вакансий
  • Заполнить заявку

Для того чтобы кандидат мог выполнить вышеуказанные задачи, система должна иметь следующие функциональные возможности (варианты использования):

  • Запись информации профиля кандидата
  • Запись существующих вакансий
  • Прием заполненной заявки

2. Рассматривайте события, вызванные внутри системы. Если вернуться к рассмотренной выше ситуации о найме сотрудников,  можно привести следующие примеры временных событий:

  • Время для обновления списка вакансий
  • Время для подсчета полученных заявок
  • Время для отбора полученных заявок
  • Время для отправки полученных заявок в соответствующие отделы
  • Время для создания итоговых сообщений.

Система должна быть в состоянии отвечать, имея следующие функциональные возможности (варианты использования):

  • Обновление списка вакансий
  • Подсчет заявок
  • Отбор заявок
  • Отправка заявок
  • Создание итогового сообщения

Аналитик должен сосредоточить свое внимание на двух отдельных категориях событий: вызванных внешними факторами и вызванных внутренними факторами.

Для всех типов вариантов использования, лучше всего сосредоточить внимание на соответствующем уровне деталей, основанных на базовых бизнес-процессах (elementary business processes). Бизнес-процесс — это задача, направленная на создание ценности для потребителей, выполняемая одним человеком в одной точке в ответ на бизнес-событие. После завершения бизнес-процесс оставляет систему в согласованном состоянии. Несмотря на то, что в данной статье были предложены различные методы, список вариантов использования будет намного более полным, если комбинировать все вышеупомянутые методы.

 

Перевод подготовила Екатерина Зданевич

Оригинальная статья

 

 


10 Марта, 2014


Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google