11-12 апреля в Москве прошла конференция Software People 2013. Представители Белорусского сообщества бизнес- и системных аналитиков не оставили это событие без внимания. В этой статье — наши впечатления о людях, докладах, организации конференции и о том, полезна ли она аналитику.
Чтобы не томить и подогреть ваш интерес, начнем сразу с пользы для аналитиков: она действительно есть. Судите сами: 2 доклада оказались сугубо “аналитическими”, целых 5 были посвящены юзабилити. Среди докладчиков были практикующие тренеры по психологии, юзабилити, управлению проектами. Были и аналитики с “погонами” (CBAP), поэтому можно было получить ответы экспертов на давно волнующие вас вопросы. Новые знакомства, позитивная атмосфера — все это было. Организаторы всячески способствовали общению между участниками (об этом чуть позже). А еще кто-то выиграл XBox.
Теперь о докладчиках. Открыл конференцию Эдвард Йордон (Edward Yourdon) с темой “Characteristics and policies of the best and worst IT organizations to work for”. Его доклад получился, скорее, увлекательно-развлекательным: можно было оценить изменения в IT отрасли с высоты его 50-летнего опыта.
Далее выступил Дэвид Гарлан (David Garlan). Дэвид также имеет огромный опыт работы в IT и специализируется на архитектуре ПО (Software architecture). По его мнению, Software architecture является связующим звеном между требованиями и их реализацией. Архитектор ПО занимается декомпозицией системы, описанием ее свойств, обоснованием выбранного решения для руководства, оценкой изменений в системе. Как, видите, активности архитектора ПО перекликаются с областью компетенций аналитика, поэтому им нужно плотно взаимодействовать друг с другом на всех этапах проекта.
Светлана Гончар и Роман Ивлиев из Касперский Лаб поделились мыслями насчет организации поддержки продуктов. Из примечательного: несколько раз прозвучала мысль о том, что нужно привлекать аналитиков. Приятно. Также нужно с умом обрабатывать обратную связь от заинтересованных лиц, а не реализовывать все хотелки (речь идет о поддержке внутрикорпоративных приложений, но, естественно, это актуально и для других областей), поддерживать документацию в актуальном состоянии и проводить обучение пользователей.
Александр Панкратов и Вячеслав Орлов, как всегда, провели увлекательную и местами даже полезную презентацию. Слушатели проявляли много активности, в том числе и физической.
Сергей Мартыненко в академическом стиле изложил свои мысли об управлении проектами. Мысли, которые все же удалось понять:
-
Чем больше параллельных задач на проекте, тем больше риск увеличения сроков проекта.
-
Существует, как минимум, 2 решения:
-
Договориться с заказчиком об объемах итерации, учитывая задачи, которые точно будут сделаны, задачи, которые, возможно, будут сделаны, и задачи, которые точно не войдут в итерацию (Agile planning вам в помощь)
-
Не давать команде разработки оценивать и не сообщать им оценки (Радикальный способ, но научное обоснование у него есть)
-
В рамках оценки задач существует неразрешимое противоречие: то, чего нет, оценить нельзя.
-
Относительные оценки лучше абсолютных, но они подвержены “инфляции”.
Дмитрий Новоселов и Наталья Желнова рассказали о действиях в условиях безнадежного проекта. Признаки кризиса на проекте:
-
Нет общего видения
-
Нереалистичные цели
-
Проблемы коммуникации
-
Неактуальная документация
-
Отсутствие измеримых показателей, позволяющий оценить статус проекта
-
Отсутствие обратной связи от команды разработки\заказчика
Методы кризис-менеджмента:
-
Поставить\переформулировать цели
-
Распланировать шаги
-
Контролировать цели, установить обратную связь
-
Управлять рисками
Как видите, если для вывода проекта из кризиса необходима совместная работа аналитика и менеджера, то для его предотвращения достаточно качественно выполненной работы ВА.
Борис Кириленко (CQG.ru) рассказал о пользе коучинга. Доклад получился “душевный” и мотивирующим. Совет: хотите развиваться быстро — найдите себе толкового коуча.
Иван Мыздриков из Mail.ru Group поделился опытом разработки мобильных приложений для сервисов mail.ru. Из интересного: для аналитики можно использовать не только Google analytics, но и Flurry. Для анализа загрузок приложений существуют специализированные сервисы, как, например, App Annie.
Доклад Михаила Фролова о проектировании интерфейсов запомнился, прежде всего своей позитивностью и юмором. Но, помимо смешных картинок и иногда не совсем нормативной лексики, было и полезное:
-
Существуют внешние и внутренние прерывающие факторы в рамках контекста использования мобильного приложения. Поэтому важно учитывать контекст и данные факторы при создании интерфейса и логики приложения.
-
Основные виды действий, которые пользователи совершают с мобильными устройствами:
-
совершить действие (позвонить, отправить смс)
-
получить информацию (проверить почту и т.д.)
-
убить время. Отсюда огромное множество контекстов использования, ведь пользователи проводят с телефоном все больше и больше времени.
-
Интерфейс должен быть спроектирован таким образом, чтобы в течение выполнения одного сценария пользователю не пришлось изменять способ того, как пользователь держит телефон
-
Важен не размер “кликабельных” элементов, а расстоянием между их центрами
-
Мобильное приложение не начинается с домашней страницы. Оно начинается с презентации (на личном сайте, в социальных сетях, App store\Google Play и т.д.).
-
Информация, отображаемая при повторном запуске приложения, может зависеть от времени, прошедшего с момента его закрытия. Допустим, вы приехали домой во вторник, используя навигатор и при этом чуть-чуть не доехали (навигатор не закончил ведение маршрута), а припарковались, где было место. На следующее утро вы запускаете навигатор, а он предлагает закончить маршрут. Согласитесь, что пользователю было бы удобнее видеть просто карту, а то и предложение выбрать работу в качестве пункта назначения, ведь сегодня среда, утро…
Павел Манахов из Usability lab рассказал хоть и очевидные, но правильные вещи о проведении юзабилити-тестирования мобильных приложений. Речь также шла об учете контекста использования. Вкратце Павел упомянул интересный инструмент для прототипирования POP (prototyping on paper). Советуем познакомиться с возможностями.
Доклад Дениса Гобова и Станислава Пелевина представлял особый интерес для аналитика, т.к. был посвящен многоуровневой модели управления требованиями.Докладчики поделились личным опытом работы с требованиями:
-
В рамках проектного треугольника легче всего изменять именно границы проекта
-
Один вариант использования иногда нельзя реализовать за одну короткую итерацию. Поэтому докладчики предложили модель дробления ВИ на слои, покрывающие определенные функциональные особенности, которым присваиваются дополнительные атрибуты: приоритет, ценность, трудоемкость, статус реализации.
-
Успешно применяемыми инструментами для управления (в т.ч. трассировки требований) являются Jira и Enteprise Architect. Причем объем задач, которые каждый инструмент решает, может варьироваться либо в одну (Jira), либо в другую (EA) сторону.
Также были рассмотрены связи между требованиями и метрики оценки эффективности бизнес-анализа на проекте.
Для полноты картины рекомендуем посмотреть их презентацию, когда та появится в открытом доступе на сайте конференции.
Дмитрий Сатин вместе с коллегами провел панельную дискуссию об интерфейсах ресурсов государственных организаций. Сложно оценить результативность, но однозначно интересным было вступительное выступление Дмитрия: в рамках гос. программы РФ развивается мощная инициатива по улучшению юзабилити гос. сайтов. Причем поддержка данной инициативы исходит от Президента. Надеемся, что и в РБ к этому вскоре мы тоже придем.
Владимир Железняк (it-boost.com) рассказал о психологических проблемах, которые часто возникают в IT командах. Обсудили также и признаки проблем, среди которых были и сверхадаптация, и возбуждение на грани стресса. Более подрбоно остановились на модели поведения “Родитель-Взрослый-Дитя”.
Вадим Митякин также поделился личным опытом разработки интерфейсов. Очередной раз была подчеркнута важность контекста использования. При этом были и необычные мысли:
-
Проектирование можно разделить на 3 слоя: техническое, функциональное и проектирование интерфейсов. Причем одного лишь UI проектирования всегда недостаточно.
-
Любой проект до его начала можно считать “провальным”. Следовательно, нужно управлять не только рисками, но и “удачей”.
Были и другие доклады, которые, к сожалению, посетить не удалось, т.к. всего было 3 потока. В целом, стоит отметить качество организации конференции. Никаких “обломов” с докладчиками, никаких задержек или неудобств для участников. Кофе и чай были доступны на протяжении двух дней без перерыва, а обед как в первый, так и во второй день был просто отличный. В общем, организаторам ставим пятерку. Отдельного внимания заслуживает способ мотивации участников знакомиться и общаться друг с другом: во время кофе пауз и обеда все собирались в обеденной зоне с круглыми столами, и, если участнику не хотелось есть или пить стоя, то он вынужден был садиться за круглый стол с другими, часто незнакомыми, участниками. В итоге даже закоренелые интроверты вовлекались в беседу.
Итак, что в итоге? 2 дня общения со специалистами, 2 дня докладов и мастер-классов, многие из которых оказались полезными, 2 дня вкусных плюшек и сытных обедов, конкурсов и позитивного настроения. И все это за 2 дня =)
Наталья не Журавлёва, а Желнова
Денис, спасибо! Поправил.