analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 3.

И снова здравствуйте! В предыдущей части обзора мы познакомились с таким важным понятием, как противоречие. Наступил подходящий момент для того, чтобы познакомиться с методами обнаружения и устранения противоречий. Вперед!

Методы выявления противоречий

Очень важно помнить, что в основе противоречия лежит причинно-следственное отношение:  нежелательный эффект (НЭ) и польза (положительный эффект – ПЭ) имеют общую причину.

Следовательно, для обнаружения противоречий необходимо использовать инструмент, который позволяет описывать систему в виде причинно-следственных связей.

За последние десятилетия в мире было создано много таких инструментов, в том числе:

Несмотря на то, что эти методы довольно эффективно позволяют обнаружить проблемы, выраженные в виде нежелательных эффектов (как, например, в Теории Ограничений), они однако не ориентированы на обнаружение противоречий.

Вашему вниманию предлагается краткий обзор метода RCA+ (Root Conflict Analysis Plus), предложенного Валерием Сушковым из компании ICG, который позволяет с помощью причинно-следственного анализа выявлять противоречия.

Root Conflict Analysis (RCA+)

RCA+ диаграмма содержит три типа элементов причин/следствий:

Нежелательный эффект

Причина (эффект) является полностью нежелательной и мы хотим от неё (него) избавиться

Положительный эффект

Эффект является положительным; нет необходимости его менять.

Обычно причина не может быть исключительно положительным эффектом, она бы в этом случае не порождала нежелательных эффектов

Комбинация НЭ и ПЭ

Одна и та же причина порождает как положительный, так и нежелательный эффект

Построение RCA+ диаграммы начинается с описания нежелательных эффектов (НЭ). Затем для каждого НЭ указывается одна или несколько причин, которые его порождают. Когда причина НЭ определена, необходимо проверить, порождает ли эта причина какой-либо положительный эффект (ПЭ). Если нет, то она тоже является нежелательным эффектом, а если да, то она является комбинацией НЭ и ПЭ.

Ниже представлен пример RCA+ диаграммы.

Читать диаграмму удобнее снизу вверх (или слева направо, по направлению стрелок, если диаграмма строится горизонтально), т.е. от причин к следствиям. На рисунке мы видим, что положительным эффектом от того, что «команда проекта мала» являются «низкие затраты на команду маркетинга», но при этом возникает нежелательный эффект – «прямых коммуникаций с клиентом недостаточно», что, в свою очередь, порождает следующий НЭ – «клиенты не распознали новых полезных свойств продукта».

Как видно на рисунке, RCA+ диаграмма может содержать несколько связанных друг с другом противоречий. В методе RCA+ предлагаются рекомендации по выбору противоречия для решения проблемы. Подробнее с методом RCA+ можно познакомиться в публикациях (на английском языке) на сайте ICG.

Приемы разрешения противоречий

Теперь у нас есть противоречия, которые необходимо устранить. Наличие противоречия свидетельствует о том, что мы имеем дело с изобретательской задачей. Одним из первых инструментов ТРИЗ для решения изобретательских задач появились типовые приемы устранения противоречий.

Вот как о приемах писал Г.С. Альтшуллер: «Изобретательских задач – бесчисленное множество. Но содержащиеся в них технические противоречия довольно часто повторяются. А коль скоро существуют типичные противоречия,  то должны существовать и типичные приемы их устранения. Действительно, статистическое исследование изобретений обнаруживает четыре десятка наиболее эффективных приемов устранения технических противоречий. Их использование (порознь или в том или ином сочетании) лежит в основе многих изобретений. Разумеется, тут нет и тени принижения творчества: в конце концов, вся безграничная вселенная собрана из сотни элементов.» [Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М: «Московский рабочий», 1973, с. 137]

Для выявления типовых приемов был проведен анализ нескольких сотен тысяч изобретений. Результатом этой работы стал перечень из 40 типовых приемов устранения противоречий. Мы не приводим в данном обзоре формулировки приемов: с ними можно познакомиться здесь.

Применение приемов устранения противоречий для борьбы со Scope Creep

Для того, чтобы понять, каким образом используются приемы устранения противоречий, давайте рассмотрим ситуацию, которую мы уже обсуждали встрече сообщества analyst.by в мае 2011 года: «Scope Creep и борьба с этим явлением». Итогом дискуссии явился совместно выработанный набор рекомендаций по противодействию Scope Creep:

  1. 1. Признать, что scope creep есть;
  2. 2. Обязательно сообщить о наличие scope creep руководству;
  3. 3. Проанализировать и рассчитать негативные последствия (провести impact analysis).
  4. 4. Предложить пути выхода:
    4.1. Определить причину разрастания границ и метод устранения;
    4.2. Предложить руководству видение решения проблемы, проговаривая необходимые действия и возможные последствия каждого варианта и рекомендуя наиболее подходящее:

  • Выбросить из проекта менее важный функционал в угоду запрашиваемым изменениям;
  • Пожертвовать качеством функционала, чтобы успеть разработать запрашиваемые изменения;
  • Вынести новые требования за пределы проекта/итерации;
  • Увеличить трудоемкость проекта («овертаймы» или увеличение команды);
  • Убедить заказчика оплатить изменения.

 

Scope Creep мы можем по праву рассматривать в как нежелательный эффект, возникающий в проекте.

На встрече мы также выяснили, что причиной возникновения Scope Creep являются дополнительные (непредвиденные) затраты времени и ресурсов. Причиной дополнительных затрат, в свою очередь, является необходимость реализовать в проекте новые требования, которые определил заказчик уже после начала проекта.

Очевидно, что новые требования являются благом для заказчика, но порождают нежелательный эффект – Scope Creep. Таким образом, мы имеем дело с противоречием и, следовательно, с изобретательской задачей.

 

Мы должны предложить руководству проекта способы борьбы со Scope Creep. Давайте рассмотрим несколько типовых приемов устранения противоречий применительно к этой задаче.

Прием 1. Принцип дробления

a)      Разделить объект на независимые части

b)      Выполнить объект разборным

c)       Увеличить степень дробления объекта

Объект, который мы будем рассматривать, – это  «новые требования заказчика».

Прием рекомендует нам разделить новые требования на части, а также увеличить степень их дробления.

Очевидно, что после дробления требований нам будет легче ими управлять. Возможно, что какие-то элементы новых требований совпадут с уже имеющимися в проекте требованиями; возможно, что заказчик укажет, какие элементы требований ему нужны «позарез», а от каких-то других он может отказаться.

Прием 2. Принцип вынесения

Отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

Этот прием прямо рекомендует нам выделить среди новых требований только нужные «позарез», отбросив не очень нужные требования.

Еще один вариант использования этого приема – найти способ удовлетворить требования другим способом, например, предложить организационное решение вместо решения в виде программного обеспечения. Таким образом, новые требования будут реализованы, но при этом их не придется реализовывать в виде решения в проекте.

Прием 5. Принцип объединения

a)      Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты

b)      Объединить во времени однородные или смежные операции

Согласно рекомендации новые требования предлагается объединить с похожими требованиями, уже имеющими место в проекте.

Следующий шаг – реализовать новые требования вместе с уже существующими требованиями, что, очевидно, значительно снизит сроки и потребность в ресурсах.

Прием 13. Принцип «наоборот»

a)      Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие (например, не охлаждать объект, а нагревать).

b)      Сделать движущуюся часть объекта (или внешней среды) неподвижной, а неподвижную — движущейся.

c)       Перевернуть объект «вверх ногами»

Парадоксальная, на первый взгляд, рекомендация, очень часто приводит к появлению неожиданного решения. Давайте рассмотрим пример:

В проекте заказчик сообщил о необходимости реализовать в системе дополнительную функцию «регистрации бумажных документов в системе» и обосновал, что эта операция занимает очень много времени у сотрудников отдела. В процессе обсуждения ситуации заказчику был задан вопрос: «А что, если сотрудники отдела вообще не будут регистрировать документы?» После непродолжительного обсуждения заказчик понял, что при небольшой корректировке процесса можно вообще избавить сотрудников отдела от работы с бумажными документами  и, соответственно, отпадает необходимость в их регистрации.

Предлагаю всем заинтересованным читателям обсудить применение остальных приемов устранения противоречия, возникающего при scope creep, на форуме.

Приемы устранения противоречий в бизнесе и менеджменте

Приемы исторически были ориентированы на противоречия, имеющие место в технических системах. (Это хорошо видно по формулировкам отдельных приемов.) Однако в последнее время появилось много версий приемов устранения противоречий, адаптированных для других видов систем.

В частности, Валерий Сушков из компании ICG адаптировал типовые приемы устранения противоречий применительно к противоречиям, возникающим в бизнесе и менеджменте.

Возможно, что в ближайшем будущем мы сможем опубликовать его материалы на сайте.

Заключение

Мы познакомились с методами обнаружения противоречий и одним из инструментов ТРИЗ – приемами устранения противоречий. Наверное, вы обратили внимание, что приемы устранения противоречий не дают готового решения изобретательской задачи: прием содержит лишь общие рекомендации о том, как можно поступить с противоречием. Как уже отмечалось в 1-ой части этого обзора, приемы являются шаблонами для решения проблем (изобретательских задач). Именно поэтому рекомендации, содержащиеся в приемах, носят достаточно общий характер, позволяющий применять приемы в разных ситуациях. Аналитик должен самостоятельно додумывать, как применить тот или иной прием в каждом конкретном случае. Цель приема – подтолкнуть рассуждения аналитика в некотором направлении.

Обсуждение статьи на форуме.

Предыдущие статьи по теме

  1. Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 1
  2. Обзор ТРИЗ для системных и бизнес аналитиков. Часть 2

 


16 Декабря, 2011


Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google