В уставе практически любого профсоюза, будь то профсоюз игроков хоккейной лиги или работников детективных служб, есть такая фраза: «Высшим руководящим органом является Съезд Профсоюза». В прошедшую субботу, 19 мая 2012 года, в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики состоялся самый что ни на есть такой Съезд работников в области Usability и UX – с чудным названием ПрофсоUX.
Открытие
Конференция торжественно началась с небольшим опозданием во втором часу дня. Вкусившие приветственного кофе с печеньками и получившие сувениры с символикой конференции четыре сотни участников великодушно отнеслись к некоторым неурядицам.
Открыла конференцию Софья Чебанова, руководитель лаборатории юзабилити-тестирования в ИТМО. Она предоставила слово ректору ИТМО Владимиру Васильеву, который не преминул похвастаться – а кто бы не стал? – тем, что команда университета как раз на днях завоевала первое место в командном чемпионате мира по программированию под эгидой АСМ (Association of Computing Machinery). Кстати, не преминем похвастаться и мы: белорусские команды в этом чемпионате получили серебряную и бронзовую медали.
Затем речь произнёс президент компании First Line Software Николай Пунтиков. Он представил спонсоров конференции и подивился тому, как динамично развивается область проектирования опыта взаимодействия с компьютерами: его собственный опыт включает еще взаимодействие с перфокартами, а ведь сам он далеко не стар. На вопрос Николая: «Кто работает в UX?» – в зале подняли руки более половины присутствующих.
Софья пояснила, как будет проходить конференция. Доклады разделили на 4 секции: «Аналитика», «Проектирование», «Тестирование», «Внедрение». В конце каждой секции – модерируемая дискуссия, где докладчики отвечают на вопросы ведущего дискуссию и любознательной аудитории, и, конечно, кофе-брейк. Впоследствии оказалось, что такая организация помогает публике не утомляться, а докладчикам – не красть друг у друга время (хотя дискуссии в силу своей природы затягивались, график всё равно нарушался).
Первой, вне перечисленных секций, выступила Ольга Павлова с небольшой речью «Введение в UX». «Введение» в том смысле, как люди в эту область попадают, а, по мнению Ольги, происходит это методом «нырок со скалы». Поэтому Ольга поделилась советами, как же выплыть (и не просто выплыть, а с жемчужиной в зубах). И пусть некоторые советы, как то: наблюдать, читать буквы, писать буквы, рисовать, задавать вопросы, думать – звучат как прописные истины, их всё-таки стоило услышать тем, кто хочет заняться UX, но не решается. «Если не знаете, с чего начать, – постарайтесь нанести какую-нибудь пользу, хоть в каком-нибудь уголке. Начните с чего-нибудь маленького, но полезного», – предложила Ольга.
Аналитика
Секцию «Аналитика» открыл доклад UX-аналитика Марии Антроповой «Кому и почему не нужны аналитики». В ироничном ключе Мария рассказала о том, кому и как доставляют неудобство своим существованием юзабилити-аналитики: «ломают кайф» стартаперам, дорого обходятся фрилансерам и компаниям, мешают дизайнерам творить, не внушают доверия программистам, et cetera, et cetera. Правда, судя по неоднозначной реакции публики, свою иронию Мария донесла не до всех, но несомненно, что доклад ее запомнился.
Следующим выступал Юрий Солоницын с докладом «Интерфейс и страхи человеческие». Он рассказал и даже показал, чего пользователи боятся настолько, что даже отказываются от конкретного интерфейса. Страх – неизвестного ли, темноты ли – реакция защитная, она предохраняет человека от ошибок.
На более чем убедительных примерах Юрий показал, почему необходимо обеспечивать пользователю подсказки, помощь и ощущение контроля над ситуацией.
Закрывал секцию об аналитике Олег Левашов с рассказом сразу о нескольких полезных инструментах: «Применение BMC, Empathy Map, диаграммы Кано для оценки Usability в рамках UCD подхода». К сожалению, для такой обширной темы времени явно требуется больше, чем было у Олега. Не успевавшая усваивать информацию публика ринулась в твиттер сообщать друг другу об этом.
Дело в том, что рядом со сценой был установлен экран для трансляции сообщений с хэштегом #profsoux. Идея достаточно спорная. С одной стороны, это способствует вовлечению, сплачивает аудиторию, разряжает обстановку. Кроме того, помогает оперативно устранять проблемы вроде загораживающего часть экрана плаката. С другой стороны, это здорово отвлекает, особенно с учетом количества желающих посоревноваться в остроумии или поспамить. К тому же, экран с трансляцией не был виден докладчикам, что порой им мешало: представьте, вещаете вы со сцены, а в зале смех никак не соотносящийся с вашей речью. В общем, на будущее: чем не задача для проектировщиков опыта взаимодействия?
Проектирование
Открыл секцию «Проектирование» эксперт Microsoft MVP Виктор Ерофеев с докладом «Язык интерфейса». Он рассказал, как происходило становление языка интерфейса и какую в этом роль сыграли метафоры из реальной жизни. Виктор также дал замечательную в своей простоте подсказку, как различаются по смыслу User Interface и User Experience: UI – это язык, в то время как UX – это диалог.
Следующими выступили UI-специалисты из Yota Lab Антон Иванов и Александр Котоманов и рассказали про парное проектирование. Если бы на конференции разыгрывался бы приз зрительских симпатий, его стоило бы вручить этим двоим, судя по количеству умилительных твитов на тему этой пары докладчиков. Тема парного проектирования вряд ли востребована у нас, где плотность проектировщиков UX на квадратный метр крайне мала, но всё-таки пища для размышлений.
Затем выступал проектировщик взаимодействия Тарас Бризицкий с темой «Проектирование и тестирование анимированных интерфейсов». Действительно, использование анимации в интерфейсах считается злом, которого нужно избегать всеми силами. Надо отдать должное Тарасу, после его доклада авторитет этого мифа наверняка пошатнулся. Персонально мой любимый доклад конференции, заставивший заодно подумать с грустью, что не все проектировщики и дизайнеры демонстрируют такие, казалось бы, необходимые для их профессии коммуникационные навыки.
Закрывала секцию Кристина Стоянова с докладом с интригующим названием «Как завести пользователя». Кристина действительно об этом очень обстоятельно и рассказала: как именно редизайн Яндекс.Денег помог увеличить количество пользователей в системе. Доклад – прекрасная иллюстрация процесса поиска решения проектировщиками.
Именно после этой секции состоялась самая яркая из дискуссий, за что, пожалуй, в первую очередь, спасибо её ведущему Антону Уткину и эстонскому специалисту Захару Кириллову. Эта дискуссия разошлась на цитаты: «интернет-магазин за 24 часа», «откинуть аксуры, откинуть омниграфы, откинуть весь этот мусор», «менеджеры не нужны – дети как-то без менеджеров растут» и прочие.
Тестирование
После обеда открылась самая, как оказалось, весёлая секция – «Тестирование». Как ведущий секции сразу сказал, что у всех видов тестирования есть общая черта – на них «забивают», – так секция и поплыла. Ведущему даже позже пришлось пояснять, где же в докладах шла речь о тестировании собственно, но пояснил он так, что вопросов не осталось: про тестирование нам действительно рассказывали.
Первый доклад в секции представил Глеб Калинин с темой «Интерактивные прототипы». Глеб рассказал, как обстоит процесс прототипирования и тестирования на прототипах в компании Raum7. Отдельное спасибо ему за то, что поведал, как последовательно подбирался инструмент для прототипирования, почему от некоторых распространённых инструментов пришлось отказаться.
Светлана Цикоза выступила с докладом «10 простых шагов кросс-канального аудита UX. Есть ли у природы «плохая» погода? Рассказ о методах ее выявления и о зонтах — средствах коллективной защиты». Длинному названию – длинный доклад. И хотя организаторы напоминали о регламенте, зрители, напротив, писали в твиттер просьбы продлить Светлане время доклада – уж очень увлекательны были её рассказы: тут тебе и цикозорги, и «перанальное» тестирование, и разбор по косточкам сайта gosuslugi.ru. Хотите знать, о чём речь? Смотрите доклад Светланы сами – лучше, чем она, об этом никто не расскажет.
Любопытный доклад представила Александра Позднякова – «Дети в интернете», посвящённый её дипломному проекту по программе User-System-Interaction в Техническом Университете Эйдховена. В ходе проекта Александре довелось проводить интервью и фокус-группы с детьми разных возрастов, и полученными при этом специфическими знаниями она поделилась с почтенной публикой.
Закрывали секцию Александр Марков и Софья Чебанова с – не побоюсь этого слова – театрализованным представлением о том, как в юзабилити-лаборатории ИТМО всё устроено. За подаренное отличное настроение публика наградила Александра и Софью овациями.
Внедрение
Самая «деловая» секция конференции началась с того, что Алексей Рытов с высоты своего опыта рассказал о внедрении UX в малых и больших компаниях. Причём Алексей утверждал, что в маленьких компаниях никакого внедрения вовсе и нет. В больших же исторически сложились два способа внедрения: внедрять централизовано и децентрализовано. Отличный оратор, Алексей по полочкам разложил, какие подводные камни подстерегают на каждом пути, пояснил примерами из своего опыта и, я думаю, вселил оптимизм в тех, кто как раз задумывался, «а не внедрить ли нам UX».
Тему продолжил юзабилити-инженер Дмитрий Зимин с увлекательной паралеллью «проектирование интерфейсов – футбол» (хотя из зала предлагали сравнение с кёрлингом). Дмитрий рассказал о нелёгкой жизни «тренера» проектировщиков интерфейсов, выжав максимум из этой метафоры, и пожелал напоследок всем, кому предстоит «сесть на тренерскую скамью»: «Не бойтесь, всё у вас получится, просто будьте смелее».
Доклады с интригующими названиями «Едят ли курицу руками? Как понять, с чего начать» Алексея Гапонова и «О проектной документации, бюрократии и забивании гвоздей микроскопом» Татьяны Табаковой нам послушать не довелось, к сожалению, из-за безжалостного расписания железной дороги. Но организаторы предусмотрительно обеспечили видеотрансляцию, так что наверстать – не проблема.
Ложечка дёгтя
Не хочется писать о плохом, поэтому прикреплю картинкой.
К счастью, этот недостаток оказался легко поправимым и через какое-то время был безжалостно ликвидирован.
Подытожу я позаимствованным у одного своего университетского преподавателя приёмом: «Всё очень хорошо, но я ставлю вам 4 балла, чтобы вы не переставали совершенствоваться!».
Сухие факты. Фотографии. Видео. Презентации докладов.
П. С. Миновав стадию потягивания кота за хвост, петербургские UX-еры открыли регистрацию на будущую конференцию. Заходите на их сайт и нажимайте большую красную кнопку:
Хорошо скатались. Душевно. Особенно, учитывая нашу экспресс-пересадку с поездки на UX Lx, но об этом в отдельной статье (:
Спасибо за отчёт! Поприсутствовать удалось лишь на секции «Аналитика». Но, судя по отзывам, стоит посмотреть видео и других докладов. :-)
Скорей бы уже статью-то про UXLx. Любопытно же тем, кто не был :)
Намёк понял. Ускоряемся (:
Пожалуйста :) Мои любимые секции — чётные, «Проектирование» и «Внедрение».
Спасибо за отзыв) Пожалуйста, в моем докладе «Кому и почему не нужна аналитика», поправьте должность с UX-дизайнера на UX аналитика.
Мария
Fixed :)
Извините, я сверялась с сайтом конференции: http://www.profsoux.ru/speaker…