analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Что делать, когда даже Agile «не рулит»?

Нет, ну не хотят заказчики тратить драгоценное время на подробное описание своего бизнеса и бизнес-целей, у них же от этого жизненно важные бизнес-процессы нарушиться могут! А уж про человекообразное описание смысла того, что каждый потенциальный пользователь с системой делать должен – так это, вообще, сверх меры, сколько времени на это угрохать надо! Да и скучно очень, кроме ежедневных текущих бумажек, ещё и всякие внеплановые производить. И главное, кто этим заниматься будет – сам начальник или его подчиненные, все же до единого заняты? Обычно, выделит руководство «контактное лицо» для коммуникаций с разработчиками, но повседневных обязанностей с него не снимет, и будет это лицо любые отговорки находить, чтобы от свалившегося на него «счастья» увильнуть.  

Казалось бы, в самый раз бизнес-аналитику свои навыки продемонстрировать, если бы не одно НО: редкий начальник захочет, чтобы кто-то со стороны, по рабочим местам таскался и к людям в рабочее время с глупыми вопросами приставал, т.е. «интервью» проводил или целыми днями на рабочих местах сидел и шпионил – кто и чем занят, «наблюдением» называется… А, уж опросы фокус-групп или «мозговые штурмы», может они для Америки хороши, а у нас совершенно не серьёзно, просто цирк с фокусами какой-то, а за него еще и денежки платить?

Часто заказчик считает, что за финансы, которые он пообещал, всё само и без его участия должно делаться, а в успехе проекта больше разработчики заинтересованы, так как это, определённо, их заработок, то пусть они сами и крутятся. Поэтому, если расскажут в двух словах цели, упомянут о пользователях и снабдят попавшимися под руку бумагами (прайсы, рекламные проспекты, бланки и т.д.), то считайте, что на этом миссия по постановке требований со стороны заказчика уже выполнена.

Итак, есть бизнес-цели, идеи и желания инвесторов, имеются ограниченные финансы, а ясных и конкретных требований нет, добиться их конкретизации от заказчика в ряде ситуаций практически не реально, процесс их выявления, систематизации и управления требованиями может оказаться сложным и длительным, сравнимым с разработкой самого программного продукта. Что делать – отказаться или продолжать проект, писать спецификации и управлять требованиями или нет, какую методологию разработки выбрать? Какие имеются при этом варианты?

Вариант 1. Выяснение требований. При этом процесс разработки требований оформляется отдельным соглашением, в результате которого создаётся и согласуется с заказчиком спецификация. Возможно, это была бы не плохая идея, но с одной стороны мысль, что нужно платить деньги за разработку требований, а не за готовое приложение вряд ли воодушевит заказчика, с другой стороны, будет ли полученная еще до разработки ПО спецификация полезной и ускорит ли она разработку?

На ресурсе [1] приводится 6 причин по которым не стоит писать функциональные спецификации. Приведу их очень кратко в формулировке источника:

  1. Спецификация — это фикция. Она не имеет никакого отношения к реальности.
  2. Задача спецификации — угодить всем.
  3. Спецификация — лишь иллюзия соглашения.
  4. Спецификация заставляет вас принимать самые важные решения тогда, когда вы меньше всего знаете о проекте.
  5. Использование спецификаций приводит к обрастанию ненужной функциональностью.
  6. Спецификация не позволяет вам развиваться, меняться и оценивать пройденный путь.  

От себя добавлю, оценить правильность этих формулировок в полной мере может тот, кто хотя бы однажды, прошел полный путь от разработки требований до отладки и тестирования готового приложения.

Вариант 2. Применяем Agile. Например, Scrum – чудо-методология, почти «серебряная пуля», её используют при неполных и нестабильных требованиях. Главное убедить заказчика, что равномерная периодическая оплата за реализованный функционал лучше, чем поэтапные финансовые вливания за стандартную отчётность плюс плата за то, что получится по завершении проекта.

Но и тут оказывается всё не так просто. Как утверждается в [2], чудес не бывает, и: «Bullshit на входе = bullshit на выходе», «…в итоге требования родятся в муках итераций. Что-то будет сделано не так, …и не обойтись без переделок. …Переделок будет много. И тогда полетят сроки, начнётся спешка». Примечание: bullshit – да извинят меня уважаемые читатели, бычье дерьмо пер. с англ.

Это значит, что представитель заказчика (Product Owner) должен подготовить по меньшей мере sprint backlog своеобразную замену спецификации, но не на весь проект, на ближайшие две-три недели разработки, что тоже чревато выше описанными проблемами. Ещё следует учесть, что Scrum подходит далеко не для всех команд, а только для мотивированных, самоорганизующихся и кросс-функциональных, к тому же и объём разработки играет не последнюю роль.

Вариант 3. «Пилите гири, Шура!» [3] или манифест крутых программеров от Зеда Шоу (Zed A. Shaw, программист): «Пиши код, твою мать!» [4]. Привожу полностью без купюр, но и без дословного перевода, так как Motherfucker – это уже перебор, желающие могут найти перевод, но там, к сожалению, тем более перебор…

Рисунок 1. Манифест от Зеда Шоу

Смысл данного послания, выполненного в противовес знаменитому Agile-манифесту в том, что главное – писать код и это единственная правильная методология, всё остальное не имеет ценности и придумано чтобы создать видимость работы десятка менеджеров, не умеющих писать код.

Примечание: очевидно, по мнению автора манифеста в число этих менеджеров входят и аналитики!

В дополнение к манифесту Зед Шоу предлагал пошаговую инструкцию по выполнению замечательной методологии «Пиши код…»:

  1. Выпишите список всей той хрени, которая должна входить в ваш продукт;
  2. Реализуйте всю эту хрень путём написания кода;
  3. Протестируйте написанное;
  4. Если что-то работает неправильно – то напишите правильный код.

После п. 4 немедленно переходите к п. 1. Повторять до достижения необходимого результата.

Всё предельно просто и не лишено смысла. Действительно, только тестируя само приложение можно в полной мере оценить его функциональность. Нет ни парного программирования, ни передвижения листочков по доске, ни ежедневных standup-митингов. Вопрос только в том, сколько раз потребуется переписать код, чтобы устранить ошибки и удовлетворить заказчика и сколько на это потребуется времени?

Вариант 4.  Прототипирование vs кодирования. Эта возможность появилась с развитием программ для создания функциональных прототипов (Axure RP, Prototyper и д. р.), на основе которых можно в динамике оценить и протестировать не только функции системы, обеспечивающие её бизнес-логику, но и функционал, относящийся к UX.

Уровни «видимости» функциональных требований

 

Рисунок 2. Уровни «видимости» функциональных требований


Чтобы представлять какой функционал выявляют и конкретизируют динамические интерактивные прототипы, рассмотрим иерархию функциональных требований, подобную известной от К. Вигерса [5], представив всё в виде гигантского айсберга, вершина которого может быть скрыта в облаках, а основание уходит в глубину (рис. 2).

Всё, что на рисунке показано выше «уровня моря», в соответствии с К. Вигерсом, относится к группе бизнес-требований (Business Requirements), всё то, что ниже – к группе функциональных требований к ПО (Software Functional Requirements). Следует заметить, что требования, входящие в обе эти группы, по своей сути являются функциональными и их можно представить в форме:
<субъект> должен делать <действие или деятельность>.

В случае User Requirements субъектом будет пользователь, а в случае Software Functional Requirements, субъектом будет выступать программная система. Указанная выше форма позволяет отличать функциональные от нефункциональных требований. Последние в данной статье не рассматриваются.

И так, самый высокий уровень – цели инвесторов (Business Requirements). Они наиболее абстрактные, могут быть не всегда видимыми, так как не во всех случаях инвестор открывает свои истинные цели. Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда озвучивались одни, а достигались другие цели, поэтому на рисунке их, частично, могут прикрывать «облака».

Пользовательские требования (User Requirements) являются реализацией высокоуровневых бизнес-целей. Они бывают очевидными и понятными, но не редко, скрытыми и непонятными (рис. 2 уровень «тумана»), в том числе для самих заказчиков и пользователей. Это означает, что их надо выявлять и конкретизировать. Пользовательские требования обуславливают объём разработки, однако из-за высокого уровня абстракции и направленности на пользователя, они не являются архитектуро-определяющими, так как от них сложно перейти к архитектуре ПО, которая затем реализуется в программном коде. Для этого и нужны более конкретные и детальные функциональные требования.

Первая группа функциональных требований – это функционал front-end-уровня.

К нему следует отнести функции, отвечающие за исполнение бизнес-логики приложения, инициируемые пользователями (физическими лицами) через графический интерфейс (GUI). Они являются реализацией большей части пользовательских требований, их необходимо выявлять и конкретизировать, трассировать, они могут предполагать различные решения, которые следует согласовать с пользователями, и могут изменяться в процессе разработки. Ими занимаются аналитики требований и проектировщики, они включаются в спецификацию функциональных требований, на их основе разрабатывается уникальная часть архитектуры приложения. Их реализация предстаёт перед пользователями в виде кнопок, полей, списков, меню и других элементов GUI.

К front-end относится и дополнительный функционал, реализуемый через элементы GUI, но связанный не с бизнес-логикой, а с UX, т. е. с удобством интерфейса, исключением ошибок пользователя, обеспечением защиты целостности системы, информационной поддержкой пользователей и другой функционал, в соответствии с принципами UX [6]. Этот функционал может не включаться в спецификацию, а определяется специалистом по проектированию UX, он имеет своё отражение в разрабатываемой архитектуре приложения.

Практически весь функционал, относящийся к front-end можно, выявить, детализировать и согласовать с заказчиками с помощью динамических прототипов.

Далее следуют более «глубокие» уровни, относящиеся back-end, т.е. к функциям, реализуемым в большей мере серверной, а не клиентской частью приложения.

К этой группе можно отнести функции, поддерживающие бизнес-логику, но инициируемые не физическими лицами, а внешними системами через порты, либо временем (таймером), также функционал, отвечающий за исполнение стандартных процедур, например, управление базами данных, управление внешними устройствами и т. д.

Функционал, относящийся к back-end, за редким исключением, не поддается прототипированию с помощью браузерных html-прототипов. Но большей частью, это готовые решения, которые реализуются с помощью стандартной архитектуры. Обычно, имеется и их реализация в программном коде. Это «епархия» проектировщика и данный функционал по большей части скрыт от аналитика.

Вместо заключения

Имеется достаточно много методологий разработки ПО, от полного хаоса до крайне формализованных. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, а её конкретный выбор часто зависит от «правила трёх П»: Продукта (который мы создаём), Проекта (в рамках которого должны работать) и Персонала (который имеется у нас в наличии). При этом полезно помнить одно условие: при разработке ПО, всё без исключения, должно делаться для того, чтобы ускорить процесс создания программного кода, обеспечив приемлемое для заказчика качество продукта.

Поэтому, лучше творчески подходить к используемым методам и методологиям и, приступая к работе над очередной спецификацией, описанием или диаграммой задать себе вопросы: «Для кого я это делаю?», «Улучшит ли это качество продукта?» и «Ускорит ли это написание кода?».

Свой практический опыт подобного подхода я постараюсь изложить во второй части статьи.

 

Ссылки на источники:

  1. Эссе из книги «Getting Real» (http://gettingreal.37signals.com/), перевод ресурс «Хорошие IT-статьи»  http://factorized.tumblr.com/
  2. А. Минкевич  http://dev.by/blogs/main/kogda-agile-ne-rabotaet-neskolko-primerov
  3. И. Ильф, Е. Петров «Золотой телёнок»
  4. Зед Шоу (Zed A. Shaw) Manifesto http://programming-motherfucker.com/
  5. Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению. Второе издание Microsoft Press, 2004
  6. Nielsen J.“Ten Usability Heuristics”, www.nngroup.com/articles/ten-usability-heuristics

 

Автор:

Николай Киреев, старший преподаватель ИИТ БГУИР, индивидуальный предприниматель (разработка ПО, студия WebMax.BY), руководитель проектов, аналитик (freelancer)

Skype: nousy123,
e-Mail: nousy@mail.ru

 


12 Декабря, 2014


Комментарии к “Что делать, когда даже Agile «не рулит»?”
  1. Хорошая статья! Николай, спасибо!
    Раньше мне казалось, что это очень хорошая методология, но жаль что в моей компании ее не используют и не использовали. И считаю что это даже к лучшему, т.к. agile заставляет всю команду выйти из своей зоны комфортности (agile — это некий менталитет). Если требование не описано в полной мере, программист должен взять на себя ответственность и доработать логику как ему кажется это будет лучше всего… а потом возможно переделать, раз…два…ну вы поняли).
    Да и роль аналитика не особо определена в этой методологии, хотя можно отнести аналитика к экспертам-консультантам.
    Как по моему мнению, такая методология лучше всего подходит для страртапов, когда инвестор участвует в обсуждении разработки, в таком случае сам понимает границы проекта и время на разработку.

    Так же, правило 3П хочу дополнить правилом 6П:
    Правильное предварительное планирование предотвращает плохие показатели.
    и не важно какая методология используется при разработке)

    • Если требование не описано в полной мере, программист должен взять на себя ответственность и доработать логику как ему кажется это будет лучше всего…

      Неправильно вы трактуете Agile. Если у программиста (или другого члена команды) не достаточно информации по требованиям, он должен задать вопрос Product Owner (Scrum) или обсудить с командой (Kanban, прочее).

    • Большое спасибо за оценку статьи!
      По поводу правильного предварительного планирования. К сожалению оно не всегда возможно и в разных методологиях по-разному осуществляется. Поэтому методология и выбирается в зависимости от 3П (персонал, проект, продукт). Вообще-то, я в статье был не совсем точным. У известного российского эксперта по PM профессора С. Архипенкова это правило называется Закон 4-х П (см. С.Архипенков «Лекции по управлению программными проектами», Москва, 2009, стр. 21). Прошу коллег извинить меня за неточность.   

  2. Все это очень интересно. Но возникает вот какой вопрос: если нет возможности добиться от заказчика найти время и рассказать о своих требованиях в начале, то что заставит заказчика посреди проекта найти время и посмотреть прототип? Такой подход ведет к закономерному возгласу заказчика в конце проекта: «Какой motherfucker писал этот код?» 

    В scrum-технологии есть одна очень важная, ИМХО, особенность:  у заказчика воспитывается в процессе разработки условный рефлекс навык находить время для формулировки требований и оценки результатов. 

    • Отличный вопрос, большое спасибо за него!
      Суть предлагаемой мной методики прототипирования как раз в том, что заказчик, практически каждый день, в online может смотреть, тестировать и предлагать изменения в развивающемся программном продукте. Это очень напоминает Scrum с его standup’ами и демонстрациями, отличие в том, что ни заказчику, ни разработчикам не надо тратить время на совместные встречи, актуальная версия программного продукта доступна в любое удобное время, любые изменения вносятся легко и без переписывания кода, программный продукт и его функциональность доступны с самого начала работ и разрабатывается именно он, а не бумажные спецификации (они впрочем тоже будут нужны, но их делаем уже по готовому прототипу).
      У меня почти готова вторая часть этой статьи, где я хочу показать практику применения подобной методики, если это будет интересно уважаемому сообществу.      

  3. Что делать, когда даже Agile «не рулит»?
    Мне кажется, что это уже вопрос не к бизнес-аналитику, а проджект менеджеру и руководству.
    За любым действием всегда стоят деньги и договорные отношения.
    Поэтому в большинстве случаем ответ будет «пилить деньги пока есть возможность».

    Как указано в комментариях выше люди пытаются возложить особую роль на product owner в Scrum. К сожалению, как показывает практика, именно эти люди и составляют самое слабое звено в Scrum.

  4. Николай,
    Спасибо за статью. Нахожу описанные в ней случаи очень жизненными.
    У нас как раз работает подход, когда заказчик имеет доступ к прототипу. Особенно это удобно в случаях, когда имеет место большой сдвиг по времени с заказчиком: бывает сложно выкроить 1-2 часа и собрать всех зл. на демо, когда у них раннее утро, а у нас уже поздний вечер. Мы собираем самых основными из зл., однако после этого они собираются на своей стороне в удобное для них время, прорабатывают прототип и присылают в последствии свои вопросы и пожелания. 
     
    Полностью согласен с вашим примером, когда заказчику трудно найти полноценного представителя на своей стороне кто смог бы выполнить работу на 100%. На практике иногда оказывается, что они находят только недавно нанятых на работу специалистов или даже практикантов, потому что отвлекать от своих обязанностей компетентных сотрудников для того что бы они прорабатывали требования со своей стороны не представляется экономически целесообразным. В результате, практикант, изучает процессы в их компании одновременно с нами, и тут действительно ох как пригодилось бы убедить их пригласить нашего аналитика к ним на сторону :)

Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google