analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Какие вопросы следует задавать во время извлечения требований?

BTGОригинальная статья: «What questions do I ask during requirements elicitation?» by Laura Brandenburg.

Одной из составляющих процесса подготовки к извлечению требований является составление списка вопросов. Необходимо избегать ситуаций, когда, забронировав частичку драгоценного времени заказчика, вы в итоге теряетесь в поисках вопросов, которые нужно задать. Некоторым клиентам лишь дай повод высказаться; других же необходимо «вести» в процессе беседы. В любом случае, исходя из личного опыта, могу вас уверить, что подготовка списка вопросов заранее помогает «не сбиться с пути» во время интервью.

В этой статье речь пойдет о подборе вопросов для проекта, границы которого уже известны. Я часто составляю, так называемый, вопросник требований. В случае если границы вашего проекта еще не известны, прочитайте статьи «5 вопросов, которые стоит задать до начала любого проекта» (там вы найдете несколько общих вопросов, которые применимы к любым проектам) и «10 способов выяснить реальную проблему» (эта статья подскажет вам альтернативные пути выяснения сути проблем).

Обновление от 31/08/2010:

В комментариях к данной статье было отмечено, что вопросы «Зачем?» крайне важны. Если у вас отсутствует четкое понимание «Зачем?» по поводу основных частей функционала, вряд ли вы готовы приступить к созданию вопросника требований. Вам вначале необходимо ознакомиться с упомянутыми выше статьями для того, чтобы выяснить потребности бизнеса, прежде чем углубляться в детали.

Что такое вопросник требований?

Вопросник требований – это список вопросов, целью которых является выяснение требований для проекта. Обычно вопросы группируются по функциональным частям (features) или бизнес-требованиям /целям проекта. По сути, на каждое высокоуровневое требование вашего Vision and Scope документа должен быть список вопросов для дальнейшего уточнения вашего понимания этого требования. Инвестирование времени в составление вопросника требований поможет вам не только в сборе самих требований, но и в поиске узких мест, о которых вы не имели представления (см. статью «За границей сбора, извлечения и уточнения требований»). Чем больше вы узнаете по данной теме, тем больше вопросов у вас появится. Поэтому вопросники требований имеют тенденцию расти с течением времени.

Вопросники требований специфичны для каждого отдельного проекта. Ни один вопросник не сработает для абсолютно всех проектов. Если ваша компания занимается однотипными проектами, то у вас, вероятно, получится составить шаблон вопросника. Если же вы постоянно работаете на разных проектах, то вам придется писать вопросник для каждого проекта в отдельности. В интернете есть много различных ресурсов, где вы сможете отыскать списки вопросов для проектов вашего типа, что, кстати, и было одной из целей создания веб-сайта Bridging the Gap.

Какие вопросы мне следует задавать?

Я обычно работаю с каждой функциональной частью в отдельности. Я записываю все свои текущие знания о функциональности (а также свои предположения). Затем я приступаю к созданию чернового списка вопросов. Вопросы естественным образом изменяются и уточняются по мере обдумывания функциональности. И все же периодически мне приходится стимулировать свое мышление. Как и любой хороший рассказ, требования должны отвечать на ряд важных вопросов: как, где, когда, что и зачем.

Вот ряд общих вопросов, которыми можно стимулировать мышление:

Вопросы «Как?»:

•    Как вы будете использовать данный функционал?
•    Является ли данный функционал процессом, и, если да, каковы его шаги? Или же какие вопросы мне следует задать, чтобы эти шаги выяснить?
•    Как мы можем удовлетворить данную потребность бизнеса?
•    Как можно обдумать данный функционал с альтернативной точки зрения?
•    Как мы узнаем, что функционал закончен?

Вопросы «Где?»:

•    Где точка входа в процесс?
•    Где будет данный функционал доступен для пользователя?
•    Где пользователь будет физически находиться во время использования функционала?
•    Где можно будет увидеть результаты?

Вопросы «Когда?»:

•    Когда функционал будет использоваться?
•    Когда вам необходимо будет знать о…?
•    В каких случаях функционал может «упасть»?
•    Когда мы будем готовы приступить к…?

Вопросы «Кто?»:

•    Кто будет использовать функционал?
•    Кто будет предоставлять входные данные для функционала?
•    Кто будет являться получателем выходных результатов?
•    Кому необходимо знать о результатах использования функционала?
•    У кого я могу узнать больше об этом?

Вопросы «Что?»:

•    Что я знаю о функционале?
•    Или же, какие предположения у меня есть о функционал, ожидающие подтверждения?
•    Что функционал должен делать?
•    Что является конечным результатом работы функционала?
•    Что являются составляющими частями функционала?
•    Что должно происходить дальше?
•    Что должно произойти до?
•    Что, если….? Обдумайте все альтернативные сценарии и задайте вопросы о том, что должно происходить в случае их выполнения.
•    Что необходимо отслеживать?

Вопросы «Зачем»?

Вопросы «Зачем?» отлично подходят для подведения итогов, так как помогают убедиться в том, что только что выявленные требования соответствуют потребностям, идентифицированным во время определения объема проекта.

•    Еще раз: зачем нам этот функционал?
•    Есть ли другие пути достижения данных результатов?
•    Удовлетворяет ли данный функционал потребностям бизнеса и решает ли проблему, которую необходимо решить?

Пример вопросника требований

Вот список вопросов, составленных мною для функционала поиска, с намеренно опущенными в целях приватности клиента деталями.

1.    Где в системе инициируется поиск?
2.    Обязательно ли выбирать категорию, чтобы увидеть список результатов? Что, если показать все элементы в результирующем списке?
3.    Что мы увидим, когда выполним поиск? Результаты поиска выглядят так же, как и текущий список, или по-другому?
4.    Продукты в списке отображаются точно так же, как и текущий продукт?
5.    Что, если пользователь не выберет локацию?
6.    Что, если отсутствуют категории?
7.    Что, если у категорий присутствуют множественные ассоциации?
8.    Какие показатели необходимо отслеживать?
9.    Как/где эти показатели нужно отображать и кому?
10.    Где стоит поместить данный функционал, чтобы им активно пользовались?

Использование вопросника требований с целью задания правильных вопросов

Я зачастую отсылаю вопросник требований заказчику, хотя и никогда не ожидаю, что они подготовят ответы заранее. Во время извлечения требований я крайне редко задаю вопросы последовательно по списку. Обычно я выбираю несколько основных вопросов из списка и пытаюсь разговорить собеседника. И затем, по мере того, как они делятся своим видением функционала, я использую вопросы из списка для того, чтобы направить разговор в нужное русло и убедиться, что функционал обсуждается «от и до». Обычно я задаю около половины вопросов из списка. Ответы на остальные вопросы я получаю неявно в течение беседы.

А как вы готовитесь к извлечению требований? Используете ли вы вопросник требований или у вас своя методика?

LauraАвтор: Laura Brandenburg. Независимый консультант в сфере бизнес-анализа. Страстно относится к своей профессии и активно поддерживает ресурс и форум http://www.bridging-the-gap.com для того, чтобы бизнес-аналитики обменивались своим опытом. Другие статьи от  Laura Brandenburg: http://www.bridging-the-gap.com/author/laura-brandau/

Статья была впервые опубликована  на английском языке на сайте: http://www.bridging-the-gap.com

Оригинал статьи: http://www.bridging-the-gap.com/what-questions-do-i-ask-during-requirements-elicitation/

Перевод подготовлен: Gerych

Обсуждение на форуме: http://analyst.by/forum/materialy-saita/voprosy-vo-vremya-izvlecheniya

 


17 Января, 2011


Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google