analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Отчет о User Experience Russia 2011

Всем привет! Спешу поделиться с вами своими впечатлениями о недавно прошедшей конференции User Experience Russia 2011, на которой мне посчастливилось присутствовать. В этом году конференция отметила свой первый юбилей: ей исполнился пятый год. На этот раз на конференции зарегистрировалось около 500 человек и примерно 50 докладчиков. Впервые конференция проводилась в формате с несколькими параллельными потоками. В этом, безусловно, есть свои плюсы, однако пару раз совпало так, что посетить заинтересовавший доклад не представилось возможным.

Сразу оговорюсь, что в этом обзоре будут представлены не все доклады, на которых мне довелось поприсутствовать. Были и такие, которые мне не показались ни полезными, ни сколько-нибудь достойными внимания, к сожалению. Однако чтобы никого не огорчать, мы просто пропустим их в нашем отчете.

Первым представил свой доклад Питер Морвиль (блог Питера).  Питер находится у истоков такого направления как информационная архитектура, и, бесспорно, является одним из лучших в мире экспертом (если не самым лучшим) по этим вопросам. Доклад, представленный на UX Russia, был посвящен его последней книге и назывался Search Patterns: Design for Discovery. В нем Питер рассказал о том, какие поисковые паттерны существуют и успели хорошо себя зарекомендовать, а также описал свое видение будущих поисковых систем как площадок для ответов на вопросы и обмена идеями.

От себя добавлю, что рекомендую всем познакомиться с книгами Питера. «Тотальная видимость» — книга скорее философская, чем прикладная, однако благодаря легкому стилю автора и его потрясающему чувству юмора, читается на одном дыхании и стимулирует массу идей. Книга «Информационная архитектура в Интернете» — лучшая и самая полная книга по предмету. К тому же oz.by наконец-то ввел на нее солидную скидку.

Следующей выступила Мэган Донахью с докладом From paper to product: Designing for Windows Phone. Надо сказать, что я, хоть и не испытываю благоговейного трепета перед WP7, была приятно поражена презентацией Мэган. Было очень интересно узнать о том, как у Microsoft появлялась идея Metro дизайна, чем они руководствовались и вдохновлялись. Интересна сама идея впервые уйти от репликации объектов реального мира к иконографическому подходу, где каждый объект выглядит так, как выглядит, и пользователь может вступать во взаимодействие со всем, что он видит.

Ну и разумеется очень интересно было послушать о том, что собой представляет команда дизайнеров, работавших над Metro, какие в ней есть роли и как построен процесс разработки.

Кроме всего прочего, Мэган приводила интересную статистику о том, что [WP7] приложения в среднем используется только один раз. Немножко ругала по этому поводу программистов, которые бросаются что-то делать или добавлять в существующее приложения, не подумав сперва, а надо ли это кому-нибудь («just because you can build it doesn’t mean anyone will want it»).

Советую посмотреть на презентацию Мэган, когда она появится в общем доступе: отличный пример того, как нужно делать презентации. Кстати, один из первых вопросов из зала после доклада, конечно же, был о том, когда будет выпущена та версия PowerPoint’а, в которой была создана презентация Мэган. Закончила презентацию она слайдом со своими контактными данными и примерно следующей кричащей картинкой:

 

 

 

 

Следующим выступил Эрик Райс (Innovation vs. Best Practice — conflict or opportunity?). Его доклад советую посмотреть всем без исключения. И дело даже не в том, насколько конкретно вам эта информация окажется полезной. Дело в том, КАК эта информация была представлена. Эрик определенно сумел найти контакт и повести за собой всю аудиторию. Он заигрывал с фотографами, шутил, даже показал на видео своего дантиста. В общем, не смотря на ранее время и бессонную ночь в поезде, сонливость как рукой сняло.

Что касается самого доклада, Эрик посвятил его инновациям: рассуждениям о том, что, собственно говоря, ими является, а что, используя японскую терминологию, — ни что иное как chindogu. Также очень понравилась мысль о том, что каждый раз при создании чего-то нового необходимо обдумывать последствия, причем как технологические, так и политические, и культурные. Ну и конечно заявление «Недовольные пользователи опасны. Довольные пользователи рассказывают троим друзьям, недовольные — Google» (Эрик немного модифицировал приведенную им же статистику о том, что в довольные пользователи деляться о своем опыте в среднем с 3мя людьми, а недовольные – в среднем с 17). Кроме того, на протяжении всего доклада Эрик приводил монументальные правила (всего он их привел 6) наподобие вот такого: «If innovation doesn’t solve the problem, it creates one». Как позже оказалось, он сам придумал эти правила, но менее ценными они от этого не стали.

Cледующим после Эрика (что уже само по себе сложно) эстафету перехватил Дейв Рот с докладом Experience Design: Going Beyond the Interface to the Interaction. Дейв сразу сообщил о том, что в его компании  (MISI Company Experience Design (XD) group) отказались от использования термина User Experience, заменив его понятием Experience, имея виду опыт не просто пользователя, но опыт, в первую очередь, человека.

Доклад Дейва был не таким эмоциональным, как Эрика, но я все равно советую его посмотреть. Дейв, кроме всего прочего, интересно «перевернул» пирамиду Маслоу по отношению к продукту / услуге / системе: (снизу вверх) Usable – Useful – Customizable – Personal – Ubiquitous.

Очень понравилась мысль о том, что проектировать нужно не только опыт конечных пользователей, но и опыт работников (если таковые имеются). Точнее так: разрабатывая систему, в которой, помимо внешних пользователей, чью лояльность вы хотите завоевать, есть и внутренние, которые будут, так или иначе, взаимодействовать с внешними, ни в коем случае нельзя забывать о внутренних пользователях. Обязательно нужно понять, какие инструменты они используют, с какими людьми общаются и работают. В конечном итоге опыт пользователей формируется не только при использовании самой системы, но и при общении с работниками (например – представителями службы поддержки). И если  это общение оставило только негативный отпечаток, никакое юзабилити систему не спасет. Говоря словами самого Дейва: «Help your employees to help your customers or risk losing both».

На следующий день серию докладов продолжил Санжар Кеттебеков с докладом «Новое лицо персоны. Аналитика поведения для дизайна».

В докладе описывались проблемы, с которыми сталкиваются проектировщики при создании персон на основании демографических исследований, связанные, в первую очередь, с несоответствием полученных результатов действительности и их практической бесполезности. В частности, рассказал про проблему закона средних чисел при создании персон: получаемых «средних пользователей», на самом деле, не существует (люди себя так не ведут). Санжар продемонстрировал, какими методами пользовалась его компания при редизайне http://www.latimes.com/, что позволило повысить прибыль сайта практически в два раза. Разделив аудиторию на Grinder’ов, Scaner’ов, Tracker’ов и несколько других «ролей», Санжар и его сотрудники смогли лучше понять, что нужно каждой из этих «ролей».

Андрей Себрант представил доклад «Многоэкранный интернет». Андрей сразу сказал, что доклад на этот раз менее интересный, чем в прошлом году. Мне трудно с этим поспорить, т.к. в прошлом году я не присутствовала. Однако на этот раз было умеренно интересно, доклад довольно «живой», ответы на провокационные вопросы о Яндексе – остроумны. Ну и конечно запомнилась фразочка: «У вас там на Яндексе такая… сиська». Андрей приводил интересную статистику по российским мобильным пользователям. Как оказалось, ещё очень много людей (если не ошибаюсь, около половины) ходит в интернет со старых телефонов (не смарт-фонов). Рассказывая про эту группу пользователей, Андрей удивлялся, как они, превозмогая себя и свои телефоны, всё равно «лезут» в инет. Он также ругал тех создателей сайтов, которые до сих пор не удосуживаются определить, что к ним зашел «мобильный» пользователь, и показывают всем одну и ту же версию сайта. Предлагал всем пользоваться бесплатным API Яндекса, который позволяет определять, с каких устройств пользователи к вам заходят на сайт.

Андрей практически уговаривал владельцев сайтов и онлайн-услуг создавать мобильные приложения: «создайте мобильное приложение хотя бы потому, что его тоже можно найти в поиске». Однако уточнял, что делать эти приложения надо такими, чтобы они первоклассно решали какую-то одну узкую задачу.

В докладе была затронута такая интересная тема как «поток». Андрей на простом примере объяснил, что такое поток и поточный переход. Это, например, когда вы, уходя из офиса,  выключаете компьютер, садитесь в трамвай, включаете свой мобильный телефон, а он открывается в том самом окне приложения, с которым вы работали за компьютером.

Асхат Уразбаев представил доклад «UX в Scrum: итерация ноль для проектирования продуктов», в котором рассказал о том, как интегрировать проектирования UX в процесс разработки при Scrum, избежав при этом «быстрой победы и мучительного доделывания». Асхат довольно красочно описал все типичные проблемы, которые возникают между разработчиками интерфейсов и командой разработчиков в Скраме. Проблема, конечно, заключается в том, что разработчики интерфейсов (UX дизайнеры, специалисты по юзабилити и т.д.) хотят учесть многие детали до того, как что-либо будет реализовано, а команда разработчиков, напротив, желает как можно быстрее приступить к разработке и выдать первый результат. Для того, чтобы найти хоть какой-то выход из этой ситуации, Асхат предлагает добавлять нулевой спринт (2-10 дней) в течение которого будет создаваться скелет (backbone) будущего продукта. Важным моментом является то, что это не прототип (хотя никто не отменяет создание прототипа), а реальная система.

На многих слайдах Асхат давал конкретные рекомендации, как лучше делать. Очень понравилось, что Асхат приводил реальные примеры того, как надо делать, используя на слайдах фотографии работы своих команд. Интересно было также увидеть, что эти подходы успешно применяются в аутсорсинге, а не только в продуктовой разработке.

Если же говорить о впечатлении о конференции в целом, не могу не отметить высокий уровень, на котором все было организовано, за что большое спасибо организаторам. Особенно порадовала Sketching Notebook, о которой я давно мечтала. Кроме того, в раздаточном пакете был набор «уставшего от докладов и засыпающего слушателя»: надувная подушка для шеи, беруши и очки для сна. Подытоживая, могу сказать, что точно поеду на следующую конференцию, возможно, даже со своим докладом.

 

P.S. Кстати, на сайте конференции уже выложены все (или почти все) доклады. Искать на странице программы конференции.

 


11 Октября, 2011


Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google