Да-да, вы не ослышались: курсы по юзабилити. Того самого юзабилити, о котором сейчас так много стали говорить и рассказывать. Вот, например, совсем недавно по миру прокатился World Usability Day, причем закатывался он и в Минск (WUD в Минске), за что большое спасибо организаторам и гостям. А почти двумя месяцами ранее в Москве прошла конференция User Experience Russia 2011, которая, кстати, и послужила для нас главным идейным вдохновителем для создания и запуска курсов по Usability и User Experience. Мы настолько вдохновились, что прямо в поезде по дороге назад, так сказать, на обратной стороне билета, набросали план мероприятия…
Сперва мы сами себе (задали и) ответили на вопрос «почему?». С одной стороны, нам было и есть чем поделиться в области юзабилити. С другой – «переваривая» конференцию, мы поняли, что, продолжая «вариться в собственном соку», мы не сможем подняться на качественно новый уровень. И, наконец, с третьей стороны, юзабилити специалист – пока ещё редкий (но ооочень нужный) зверь в наше время, поэтому начать подготовку таких специалистов – дело однозначно благодарное и нужное. Вот поэтому мы и решили, что наилучший способ удовлетворить все эти заинтересованные стороны – это начать нести разумное, доброе, вечное людям.
Справка (на всякий случай для тех, кто забыл):
Юзабилити (usability) — «степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью» (ISO 9241-11).
Юзабилити специалист (usability specialist) – специалист, отвечающий за то, чтобы производимыми продуктами (в ИТ речь идет, конечно же, о программных продуктах) было удобно и приятно пользоваться. Альтернативные названия: user experience specialist, interface designer, information architect, usability practitioner, user-centered design specialist и т.д.
Следующим шагом мы определились с тем, что мы хотим получить на выходе. В наших глазах выпускник курсов должен уметь, получив на входе что-то вроде «мне кажется, мой продукт неудобен в использовании…», разобраться в проблеме, в самом продукте, определиться с реальными целями, выбрать необходимые метрики, проанализировать возможные пути для улучшений и, наконец, предложить конкретные решения по повышению удобства использования. По сути, это умение провести юзабилити аудит. Конечно же, он должен уметь не только оценивать системы и их интерфейсы, но и проектировать интерфейсы с нуля (или их улучшенные версии). Ну и, само собой, даже не умея что-то из области юзабилити (например, проводить юзабилити тестирование с помощью реальных пользователей), наш выпускник должен хотя бы знать о том, что такое есть, зачем нужно и как это делать. Мы уверены, что такой человек сможет найти себе работу в качестве начинающего юзабилити специалиста или проектировщика пользовательских интерфейсов.
Учитывая поставленные цели, мы составили список того, что должен иметь, знать и уметь выпускник наших курсов:
- продвинутые знания о юзабилити и UX (понятие, методы оценки, accessibility, credibility, findability, desirability, usability heuristics, user-centered design) (Usability / UX);
- навыки составления персон, сценариев, навыки юзабилити-оценки интерфейсов и составления рекомендаций, навыки прототипирования и макетирования (Usability / UX);
- базовые знания по бизнес-анализу (управление требованиями, UML, Use Cases, основы деловой коммуникации) (BA);
- навыки по бизнес-анализу: сбор и анализ требований, составление Vision & Scope документов, создание UML диаграмм, описание Use Case-ов (BA);
- базовые знания по тестированию и обеспечению качества (QA);
- базовые знания по поисковой оптимизации (SEO);
- базовые знания по информационным технологиям и программированию (IT).
Взяв этот список за основание, мы определили состав курса. Графически его можно представить следующим образом:
Посмотрев на диаграмму, легко заметить, что довольно большая часть курса отдана под бизнес-анализ. И это неслучайно: учитывая дефицит официальных юзабилити вакансий, мы решили, что выпускники наших курсов должны обладать всеми знаниями и умениями, необходимыми для работы в должности начинающего бизнес-аналитика (junior BA). Поэтому акцент на анализе обусловлен тем, что, во-первых, такой состав курса облегчит выпускникам дальнейший поиск работы. Ну, а во-вторых, многие знания, навыки и техники у аналитиков и юзабилистов действительно сильно пересекаются.
Продумав весь необходимый учебный материал для курса и сложив его в кучу записав его на листик, мы поняли, что за один месяц, с учетом даже оптимистичного расписания, мы не вложимся. Не вложимся и за два. А вот за три – в самый раз. На том и порешили: длительность курсов – 3 месяца.
Что дальше? Правильно, слушатели курсов! За рекрутами мы обратились в БГУИР на специальность «инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий». Из около 50 кандидатов мы отобрали 6 самых достойных. Правда на текущий момент у нас занимаются только 5 студентов. Одного настолько вдохновила лекция по IT, что он был инициирован как почувствовал свое призвание в программировании и сошел с дистанции.
На следующей неделе, мы расскажем вам о том, как происходит обучение, что ребята изучают, что про это всё думают (пусть сами и выскажутся), также мы расскажем о трудностях, с которыми мы столкнулись, о преподавательском составе и о планах на будущее.
По любым вопросам, связанным с курсами (зачем, как попасть, «я тоже хочу», чем помочь и т.п.), обращаться к Юрию Веденину (skype: yuri_vedenin, yuri@vedenin.net) и Анастасии Щебровой (skype: anastasia.shchebrova, belle_morte@inbox.ru).