26 октября прошел митап, организованный сообществом analyst.by, приуроченный ко дню рождения культового фильма «Завтрак у Тиффани». Пусть фильму и исполнилось уже 58 лет, великолепие Одри Хепбёрн не оставляет равнодушным никого, даже суровых и опытных аналитиков, которые субботним утром собрались в ресторане «Скотный двор», чтобы разделить с коллегами завтрак и за чашечкой утреннего кофе обсудить особенности продуктовой разработки и роль бизнес-аналитика в ней.
Своим опытом в работе над продуктом в этот раз делились следующие эксперты:
- Илья Трегубов, Head of Product, компания Teachbase
- Максим Коробан, Business Analyst, компания Synesis Group
- Дарья Герт, Business Analyst, компания Wargaming
В перерывах между докладами экспертов компания Synesis проводила экскурсию по своему офису, который расположен недалеко от ресторана «Скотный двор». Офисные помещения компании выполнены в разных стилях, но это как правило open space. На входе вас порадуют психоделичные муралы (для тех, кто не знал, то это граффити). Не стану тут подробно всё расписывать, так как описание достойно целой статьи в духе «Офис Synesis как отдельный вид искусства». Дизайнеры конечно поработали на славу, но опять же кому-то может и не зайдёт.
Давайте лучше подробнее рассмотрим доклады экспертов.
Первым выступал Илья Трегубов и поделился с аудиторией своим опытом на тему «Продуктовое мышление» в формате «вопрос-ответ».
Основную суть продуктового мышления можно выразить 3 постулатами:
1. Продукт- это способ решения какой-либо проблемы для получения какой-либо прибыли или выгоды. Если есть проблема и способ её решить, но решение не приносит прибыли – это благотворительность. Если есть решение и оно приносит прибыль, но не решает какую-либо проблему пользователя – это скорее всего мошенничество.
2. Решение формируется на основе сгенерированных идей. Важно понимать, что идея – один из возможных вариантов решения проблемы, но этот вариант может быть не самым подходящим, и таким образом формируется понятие «гипотезы». Получается, что гипотеза – это идея минус эго, те минус личная заинтересованность в реализации идеи.
3. Все гипотезы подлежат проверке на право быть реализованными. Существует много способов проверки гипотез, например, такие как «глубинное интервью» или проведение экспериментов. Для проработки гипотез очень важно определить success metrics и ожидания по этим метрикам.
Илья также рассказал про то, как уживаются вместе Product Manager (PdM), Product Owner (PO) и Business Analyst (BA). Понятия «Product Manager» и «Product Owner» синонимичны, разница только в том, что «Product Owner» — это SCRUM роль, с определенным набором обязанностей в соответствии со SCRUM методологией, а «Product Manager – плохо описанная в стандартах роль, но в целом это человек, который отвечает за продукт и его развитие. Бизнес-аналитику в такой парадигме отводится тактическая роль, те задача PO/PdM ответить на вопрос “зачем?” нужно что-то реализовывать (проработка стратегии развития), а БА ответить на вопрос “Что?” (проработка требований).
Также Илья дал 3 совета бизнес-аналитикам, которые хотят стать продуктовыми менеджерами:
1) Сохранять свою системность
2) Начать думать про рынок и деньги
3) Начать проводить исследования целевой аудитории
Максим Коробан рассказал про свой опыт работы на проекте, на котором нет и никогда не было Product Owner – тема “Продукт без PO”.
Отсутствие PO с лихвой компенсируется вовлеченностью команды и процессом проработки гипотез, выстроенных на проекте. Ребята работают над развитием продукта следующим образом:
1) Формулирование гипотез, источниками которых выступают как владельцы бизнеса и конечные пользователи, так и сама команда.
2) Затем гипотезы анализируются, на 3 критерия: Tech applicable? User applicable? Business applicable? Если команда может ответить «Да» на 2 вопроса из 3 для конкретной гипотезы, то гипотеза прорабатывается дальше.
3) Команда брейнстормит и проводит Risk Analysis для потенциальных изменений/ нововведений.
4) Ecли риска для введения фичи нет или он минимальный, то БА приступает к работе над детализацией требований.
Дарья Герт поделилась болью перехода в роли бизнес-аналитика из аутсорс-компании в продуктовую – тема «Есть ли жизнь после аутсорса: как перейти в продукт и выжить».
Основной отличительной чертой для бизнес-аналитика между аутсорсом и продуктом является коммуникация с конечными пользователями, те в аутсорсе бизнес-аналитик работает над требованиями уже сформулированных запросов, а в продукте для начала нужно удостовериться действительно ли проблема только в том, что запросили. Очень важно четко уметь отвечать на следующие вопросы:
1) Что мы делаем?
2) Для кого мы делаем?
3) Зачем мы это делаем?
4) Что хотим получить в итоге?
Рабочая фича в продукте состоит из следующих ингредиентов: потребности пользователей + бизнес-цели + технические возможности. Проработка каждого из ингредиентов встроена в текущий процесс работы над фичами в компании Wargaming.
В целом, отличный способ провести продуктивно время в осеннее субботнее утро, встретиться с прошлыми, настоящими и возможно будущими коллегами, поделиться своими «затыками» и пофилософствовать над чужими. Спасибо большое ребятам за организацию! Определенно лайк мероприятию :)
На закуску дублирую полезную информация от экспертов:
- Стив Бланк “4 шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов”
- https://t.me/simplestupid – как пишет сам автор, «Product management, marketing и технологии».
- https://t.me/productsense – канал популярнейшей конференции Product Sense.
Автор статьи Инна Петрунина