Уфф, этап сбора требований завершен, можно выдохнуть и распаковать свой командировочный чемодан. Конечно, не время расслабляться, ведь впереди еще более ответственный этап — проектирование будущей супер-системы, но самое время для подведения итогов и работы над ошибками.
Исходные данные
Задача: Автоматизация бизнес-процессов на двух крупных предприятиях. Разработка шаблонного решения, которое впоследствии может быть тиражировано на другие предприятия Группы компаний с минимальными доработками, по большей части, с помощью настройки через пользовательский интерфейс.
Методология: классический водопад, т.е. собираем все (а на практике выходит не более 85%) требования на этапе анализа. Большое количество документации: матрица трассировки требований, ТЗ, спецификации и пр.
География: два очень территориально распределенных предприятия + временная разница в 2ч. и в 5ч.
Сроки: Как обычно, очень сжатые.
Выбор подхода
Итак, на входе имеем два предприятия, очень сжатые сроки, проектную команду (в составе которой 3 аналитика). Помним о том, что на выходе у нас должно быть одно шаблонное решение.
Здесь важно понимать, что каждое предприятие имеет множество своих локальных особенностей, которые мы стараемся приводить к одному знаменателю, но все же различия есть и в разрабатываемом решении их нужно учитывать. Для решения конфликтов назначен независимый арбитр, который урегулирует концептуальные споры между владельцами процессов двух предприятий. Но в решении «мелких» вопросов (состав реквизитов, названия кнопочек и текст Message Box) предприятия предоставлены сами себе и своей фантазии.
Как будем проводить сбор и анализ требований? В условиях сжатых сроков, есть большой соблазн «запараллелить» этап анализа и отправить наших аналитиков в разные концы страны. Выигрыш в сроках очевиден, но выиграем ли мы в качестве? Как будем сводить воедино требования, зачастую противоречивые, и не окажется ли что время затраченное аналитиками на сопоставление требований и выявление отклонений превысит нашу экономию?
Параллельный анализ:
ЗА
- В 2 раза быстрее сбор требований
- Снижение нагрузки и количества командировок для аналитика
Против
- Консолидация требований трудоемка, и трудозатратна
- У каждого свое болото - каждый аналитик сполна владеет требованиями к процессам своего анализируемого предприятия 1, но не владеет требованиями к процессам предприятия 2, как следствие нет единых требований к шаблону.
Взвесив все «за» и «против» был выбран менее рискованный последовательный подход: т.е. сначала анализ выполняется на предприятии 1, затем на предприятии 2. И на текущий момент мы понимаем, что приняли верное решение. Данные подход позволяет «потренироваться» на предприятии 1, «обкатать» технологии, приемы и инструменты анализа на предприятии 2 и «накатить обновления» на предприятие 1, вернувшись к упущенным деталям и узким местам. Такой подход предполагает участие аналитика на обоих предприятиях, что повышает нагрузку и длительность командировок, но уже по результатам анализа предприятия 2 мы получаем общее виденье, и четко прослеживаемые отклонения, которые отрабатываются непосредственно на территории заказчика.
Последовательный анализ:
ЗА
- На выходе - есть общее понимание, что нужно предприятию 1 и предприятию 2, что должно войти в шаблон.
- Выявление и проработка отклонений «на месте»
- Совершенствование техники сбора требований
Против
- Высокая интенсивность и длительные командировки
И всё началось…
Работа в «полях» - делаем выводы
У каждого аналитика свои приемы, наработки, техники и инструменты анализа, но что нас всех объединяет, так это «грабли» — они одни на всех. В этом посте, я хочу поделиться не тем как мы проводили анализ, а как я его больше проводить точно не буду - в общем, больные «шишки»:
1. Результаты каждой встречи должны быть зафиксированы.
Причем зафиксированы не только в блокноте аналитика, или записью на диктофоне, необходимо подготовить протокол встречи, скорректировать существующие модели. Это на встрече, и некоторое время после нее, тебе кажется, что ты достиг просветления и понимаешь бизнес заказчика лучше, чем он. Когда же дело доходит до документирования требований (именно на языке требований), оказывается, что все поняли все по-разному, или вообще про это забыли. У заказчика появляется дополнительный козырь «А я же говорил» при включении новых требований, напрочь отсутствует ответственность за свои требования и фантазии, но в качестве расплаты он вынужден отвечать каждый раз на одни и те же вопросы аналитиков.
2. Планировать в день не более 4-х встреч (средняя длит.1 час) на одного аналитика.
Иначе:
- Не успеваете фиксировать результаты встречи.
- Не успеваете подготовиться к следующей встрече.
- В голове каша из многочисленных встреч и интервью.
- Общая утомляемость, рассеяность внимания, снижение креативности.
3. Проводить параллельные интервью, но при условии четкого разделения зон ответственности аналитиков.
4. Сбор требований — это не допрос с пристрастием и не собеседование. Аналитик не только задает вопросы, но и предлагает варианты решений, best practice, направляет заказчика, навязывает свое мнение, в конце концов (если такового нет у заказчика).
5. Улыбайтесь и запоминайте имена =)
Коллеги, буду очень признательна за конструктивную критику и предложения. Поделитесь опытом, рекомендациями по разработке единого (шаблонного) решения для N разных заказчиков.
Спасибо!
Анастасия Сороковая,
бизнес-аналитик
г. Москва
меня гложут сомнения насчет работоспособности способа «параллельных интервью, с разными зонами» при сборе требований по одному предприятию. Может вопрос в самих зонах, но если мы говорим про модель одного уровня и зоны — ее разные куски, то на сбивание этой модели со вторым аналитиком уйдет уйма времени, еще более нереально если под зоной понимать разные представления одной системы, тогда они будут вообще не связанны в итоге. Если же мы под зонами понимаем вообще разные системы, которые практически не связаны то еще могу представить.
По последнему пункту предложил бы записывать имена, в моем случае когда обследование занимало 2 месяца и было более 17 ключевых респондентов, это здорово помогало