analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Персоны в UX проектировании

ПерсонаПерсоны уже давно стали неотъемлемой частью проектирования опыта взаимодействия. С их помощью создаются наглядные образы, представляющие реальных пользователей, к которым можно обращаться на протяжении всего процесса создания продукта, чтобы вначале получить необходимую информацию для проектирования и дизайна, а затем проверить свою работу. В этой статье мы рассмотрим, как персоны разрабатываются, а затем используются при проектировании.

 Что такое персона?

В рамках веб-дизайна персона определяется как описание вымышленного человека в рамках определенной пользовательской аудитории. Обычно в это описание входит следующая информация:

  • возраст,
  • пол,
  • род занятий,
  • хобби,
  • что нравится/не нравится,
  • другие детали, релевантные для конкретного продукта.

 

Зачастую сюда же включается определение характера вымышленного персонажа. Цель описания всех этих деталей – понять образ мыслей, желания и задачи пользователей. В идеале, процесс создания персоны подкрепляется информацией, полученной из исследования и/или глубокого понимания пользовательской аудитории. А уже то, каким образом персона разрабатывается, и какая именно информация в нее включается, целиком зависит от вас и ваших целей.

Пример персоны

Пример персоны.


Персоны помогают проектировать, четко представляя себе будущего пользователя. Они придают оформленность вашей аудитории, чтобы видение пользователя не оставалось лишь смутной идеей. Придавая подобную форму описанию пользовательской аудитории, вы также облегчаете определение задач и сбор требований. Если ожидания и ментальные модели пользователей определены в ходе проработки персон, они также могут помочь в проектировании.

Иногда имеет смысл использовать одни и те же персоны для нескольких проектов, иногда лучше разработать одну или несколько персон для конкретного проекта. Неважно, по какому пути вы пойдете, главное, не забудьте просмотреть персон еще раз перед тем, как заняться макетами, просто чтобы освежить в памяти представление о вашей пользовательской аудитории. Персон также необходимо использовать для оценки готовых макетов, чтобы удостовериться, что продукт будет соответствовать целям ваших пользователей. Барнабас Нейджи написал замечательную статью о своем личном подходе к интеграции персон и макетов, когда перед глазами проектировщика есть маленькая панель, постоянно напоминающая о разработанных ранее персонах.

Аудитория большая и маленькая

Универсальный дизайн – понятие, которое применяют при проектировании для практически всех и каждого. Конечно, в таком случае сложно разработать персон, просто потому, что их могут быть тысячи. Но кто ваша целевая аудитория? Кто находится на периферии? Если вы сконцентрируетесь на целевой аудитории при разработке персон, вы уже сумеете покрыть большую часть будущих пользователей. Суть в том, чтобы удовлетворить запросы основной части аудитории и надеяться, что «пограничные» пользователи тоже не останутся разочарованными.

Amazon

Amazon.com. Сайт с огромной пользовательской аудиторией, которой требуется универсальный дизайн.


Проблема совсем иного рода возникает, когда у вас есть намного меньшая и четко определенная аудитория. В этом случае кажется, что вы отлично знаете своих пользователей, и нет нужды разрабатывать персоны. На самом деле, подобная ситуация дает вам возможность проработать персоны детальнее. Используйте исследования, чтобы понять своих пользователей и досконально разобраться в них. Маленькая аудитория позволяет использовать одних персон для разных проектов; а доскональная их проработка может вывести дизайн ваших продуктов на новый уровень. Никогда не знаешь, в какой момент одна маленькая деталь сумеет кардинально изменить весь дизайн.

PBS Kids

PBS Kids. Сайт с более узкой и четко определенной аудиторией.


Если есть такая возможность, соберите обратную связь от своих пользователей, чтобы облегчить и подкрепить информацией разработку персон. Эти данные могут подтвердить или опровергнуть  ваши представления о пользовательской аудитории. Они также могут послужить источником новых идей, о которых при иных условиях вы бы и не подумали. Обратная связь помогает уточнить персоны и использовать их для проектирования оптимального с точки зрения пользователей дизайна.

Задачи

Что

Какие задачи пытаются решить ваши пользователи? Этот вопрос применим и в общем смысле, и относительно конкретного проекта. При разработке персон необходимо ответить на вопрос «Отличаются ли задачи для разных персон?». Уточняя персоны, вы можете раскрыть новые сценарии использования. Соответствуют ли задачи, для решения которых вы проектируете, тем, что важны для пользовательской аудитории, определяемой разработанными вами персонами?

Если копнуть глубже, необходимо в первую очередь понять, как пользователи приходят к выполнению той или иной задачи. То, для чего вы проектируете, это начало, середина или конец цепочки задач? Различные персоны могут пойти разными путями. А их образ мыслей, в конечном итоге, может повлиять на дизайн.

Пример того, как два разных пользователя идут различными путями к одной цели.

Пример того, как два разных пользователя идут различными путями к одной цели.


Какими устройствами, скорее всего, будут пользоваться ваши персоны? Ожидается ли от них опыт использования различных платформ? Возможно, вы слышали выражение «встречайте пользователей там, где они находятся». Персоны помогут определить, где же они находятся. Конечно, очевидно, что двадцатилетние, к примеру, куда больше используют мобильные приложения, чем пожилые люди. Тем не менее, персоны могут обозначить много других моментов, которые определяют ожидания пользователей.

Netflix

Netflix позволяет своей весьма обширной пользовательской аудитории просматривать контент отовсюду.

Как

Мы уже упоминали о влиянии образа мыслей пользователей на решение задач. Он также определяет, стремятся ли пользователи найти определенную информацию или просто просматривают контент. Заходят ли они на сайт, чтобы проверить, есть ли у вас то, что они ищут? Или они рассматривают ваш сайт просто как источник интересной информации? Несомненно, это значительно повлияет на информационную архитектуру и элементы взаимодействия. Возможно, вы захотите направить пользователей туда, куда нужно вам. А может, лучше будет предложить им выбор из нескольких возможных вариантов? Все зависит от пользователей и того, как они мыслят, попадая на вашу страницу.

Разные категории пользователей

Пользователи, которые хотят просматривать страницу и те, которые стремятся найти определенную информацию.

Подобный выбор между «свободным плаванием» и целенаправленным поиском может зависеть как от задачи, так и от пользователя. Соответственно, можно остановиться на проектировании либо для первого, либо для второго варианта. Удачным решением зачастую оказывается их комбинация. Именно по этой причине большинство сайтов позволяют как просматривать содержимое страниц, так и осуществлять поиск по ним. Это основа основ информационной архитектуры для сайтов с большой аудиторией. А вот персоны могут подсказать, какой из сценариев будет предпочтительней и какому из них, соответственно, необходимо будет уделить больше внимания.

Ментальные модели

Ментальные модели – это те образы, которые формируются у людей относительно определенных идей или действий, и они различны у разных людей.

К примеру, давайте взглянем на две ментальные модели для ведения записей. Ментальная модель 16-летнего подростка, возможно, подразумевает использование смартфонного приложения, что очень отличается от ментальной модели пожилого человека, который для этих целей скорее воспользуется бумажкой. Ментальные модели чрезвычайно важны в проектировании взаимодействия, поскольку показывают, какой подход используют различные пользователи для решения определенной задачи. Если вы не станете учитывать подобные различия при проектировании, это приведет к негативному опыту со стороны ваших пользователей. Так почему бы не включить эту информацию в персоны?

Ментальные модели

Применяйте ментальные модели в процессе проектирования. (Картинка из Photodune)

Ментальные модели раскрывают ожидания ваших пользователей, что, в свою очередь, может помочь с выбором моделей взаимодействия. Если у пользовательской аудитории есть специализированные знания, которые влияют на их решения, вы должны это знать. Включая подобную информацию в профиль персоны, вы никогда не упустите эту важную деталь в процессе проектирования. Она нужна и после окончания проектирования, чтобы проверить соответствие процесса взаимодействия ментальным моделям ваших пользователей.

 Оптимизм и цинизм

Одна из особенностей, на которые следует обращать внимание в персонах, это уровень оптимизма и/или цинизма ваших пользователей. Первый показывает, как пользователь воспринимает ситуацию, когда все идет хорошо. Второй позволяет пролить свет на то, что происходит, когда что-то идет не так. Это может быть вызвано как ошибкой или упущением пользователя, так и системной ошибкой.

Оптимизм

Оптимизм – это то, что происходит при наилучшем сценарии, когда пользователи действуют так, как вы рассчитывали. Они лишь хотят выполнить свою задачу и, будем надеяться, ваша система спроектирована достаточно хорошо, чтобы они смогли это сделать без лишних волнений.

Цинизм

Цинизм – зверь совсем другого рода. Это показатель пользователя, с которым вы не хотите иметь дела и о котором не хотите даже думать. Тем не менее, это тот самый пользователь, который может сделать вашу систему лучше. Он помогает понять, что в принципе может пойти не так и как должна вести себя система в этом случае.

Хакер

Возможно, он уже «обрушил» ваш сайт. (Картинка от Photodune)


В таком типе персоны можно предусмотреть вариант пользователя, достаточно смышленого, чтобы попытаться взломать вашу систему. Хакеры – первое, что приходит на ум, но сюда же можно отнести пользователя, который просто прикидывает, что в принципе можно сломать в вашей системе. Какого рода меры безопасности вы должны предпринять? Какие состояния системы при ошибке нужно спроектировать? Поиск ответов на подобные вопросы в ходе разработки персон может приводить в уныние, ведь это прямо противоположно намерениям, с которыми вы приступаете к проектированию. Но это необходимо для создания оптимального опыта взаимодействия.

Вывод

Персоны помогут вам создать лучший дизайн для вашей пользовательской аудитории. Они полезны не только в процессе проектирования, но также и по его завершении для проверки того, насколько ваш дизайн соответствует нуждам пользователей.

В персонах здорово то, что их можно использовать в разных проектах. Если вы хорошо проработаете их структуру и основное содержание, все, что останется – это добавить мелкие детали для каждого конкретного проекта. Вы можете использовать персон так, как будет удобно лично вам и вашей команде. Главное, помните: иметь под рукой удобно структурированную информацию о ваших пользователях – бесценное подспорье в проектировании потрясающего опыта взаимодействия.

Оригинальная статья: «Defining And Applying Personas to UX Design».

Автор: Justin Smith

Перевод подготовил: Сергей Астрашевский

 


07 Сентября, 2012


Комментарии к “Персоны в UX проектировании”
Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google