analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Отчет о UXcamp 2012

uxcamplogoНа этих выходных (23-24 июня) в спорткомплексе «Раубичи» состоялась первая в Беларуси неформальная конференция UXcamp 2012, посвящённая проектированию интерфейсов и юзабилити/UX. Мы, естественно, не могли остаться в стороне и не посетить это знаковое мероприятие. Далее под катом – отчет о событии и разбор полетов.

День первый. Отъезд был запланирован на 8.40, однако выехали мы ближе к 9.30, так как рейс одного из докладчиков задержали. По приезду в Раубичи нас зарядили кофе и печеньем, распределили по командам и раздали программки, бэйджики и наборы юных юзабилистов (блокнотик, ручку и карандаш). Что интересно, точилок в наборе не оказалось (юзабилити, ага…). Каждую команду вооружили полезным набором для веб-разработки от UXPin, куда входили анкеты для персонажей и целей проекта, а также заготовки для создания бумажных прототипов.
UXPinТак как это всё же camp, суть мероприятия была не в докладах, а в разработке мини-проектов в рамках командной работы, что позволило прочувствовать суть работы юзабилити-специалиста на своей шкуре. Таким образом, всех участников разбили по командам, назначили модераторов, которые разъясняли членам команды их задачи и помогали с их выполнением, и познакомили с заказчиками продуктов. Что примечательно, проекты были реальные, как то, к примеру, повышение удобства использования известного белорусского новостного портала (интересно, получили ли организаторы хоть какие-нибудь плюшки от заказчиков за проделанную работу:)). В ходе выполнения проектов каждая из команд должна была предоставить результаты интервьюирования бизнеса, определить целевую аудиторию, разработать персонажи, сценарии их поведения, и, наконец, создать прототипы интерфейсов (или же предложить идеи по улучшению интерфейса).

SatinПеред тем, как стартовать работу над проектами, участникам UXcamp предстояло прослушать доклады гуру-юзабилистов, которые кратко раскрыли суть нашей работы на каждом из этапов. Первым выступил небезызвестный Дмитрий Сатин с докладом о табурете (он же – эйлеровы круги «Бизнес-Люди-Технологии»).  Дмитрий рассказал, как учитывать потребности каждого «круга» при проектировании интерфейсов, определять KPI, анализировать тренды и правильно формировать ожидания заинтересованных лиц. В ходе выступления он делился интересными историями из личного опыта. Особенно запомнился совет по интервьюированию представителей заказчика с постановкой вопроса  в формате «Что должно быть в проекте, чтобы вам дали премию?».

Далее Андрей Сикорский рассуждал о пользе составления персонажей и стремился развеять мнение о том, что спроектировать хороший интерфейс можно минуя данный этап. Он акцентировал внимание на том, что для начала любому проектировщику интерфейсов необходимо понять, для кого конкретно он проектирует и что действительно нужно персонажу. При этом весьма опасно подчистую «списывать» персонажа со знакомых людей, так как персонаж должен представлять не реально существующего человека, а архетипа пользователя, каждое качество которого не случайно и имеет значение при проектировании интерфейса. Также Андрей рассказал о методиках анализа и сбора данных, фильтрации персонажей и выделении ключевых критериев их дифференциации.

Забегая вперед, стоит отметить, что некоторые люди в командах даже по окончанию работы над проектами остались убеждены в том, что тех же результатов можно было бы достичь и без предварительных этапов проектирования персонажей и понимания сценариев их поведения. Андрей же гарантировал, что при другом раскладе им бы не удалось достичь подобного результата. Мысль, конечно, верная, вот только суть командных проектов была разной, поэтому, на наш взгляд, в той или иной степени верны обе точки зрения. И здесь у нас родилась мысль о том, что, вероятно, стоило бы устроить по каждому проекту командный батл, где одна команда работала бы «по процессу», а другая – «по старинке», а затем сравнить итоговые результаты.

Павел Коноплицкий выступил с докладом о составлении пользовательских сценариев, в ходе которого не только разъяснил суть составления сценариев, но и поделился подборкой вариантов их визуализации (к слову, очень популярная методика среди наших зарубежных коллег) – от простейших набросков до детально прорисованных комиксов.

Крайне интересным показался доклад Алексея Копылова, который презентовал карту памяти для проектировщиков интерфейсов и разложил по полочкам все те знания, которые мы получили от предыдущих докладчиков. Алексей дал советы командам по проектированию информационных веб-сайтов, акцентировав внимание на разделении оперативной, структурной и архивной частей, персонализации сайтов и мотивации пользователей.

AnnaYandexПоследней зажгла публику Анна Матвеева с докладом про Яндекс-метрики. Она поделилась полезными советами, тонкостями и хитростями работы с метриками, способами извлечения информации и планами на будущее. После этого доклада слово Яндекс перешло из категории обезличенных понятий в ряды одушевлённых, ассоциирующихся исключительно с Анной, а шутки вроде «Яндекс померяет» и «Всё в руках Яндекса» стали хитом конференции.

В общем и целом, за исключением отдельных моментов, доклады были скорее ориентированы на начинающий уровень, но харизматичность докладчиков с лихвой компенсировала уровень материала.

Далее была работа в командах – драйв, конструктив, позитив, поток новой информации и идей. Собственно, в этом и была вся сила UXcamp. Команды «пытали» заказчиков, выявляли проблемы их веб-сайтов, составляли персонажей и сценарии, после чего презентовали результаты экспертам в лице докладчиков и приглашённых гостей.

После презентаций и активных дискуссий участники, наконец, смогли расслабиться на свежем воздухе под пиво, шашлыки и гитару. Дополнили это все дискотека и сюрприз для мужской аудитории. Атмосфера вечера (даже скорее, ночи) была решающей и полностью перечеркнула отдельные негативные впечатления от первого дня (чем мы поделимся чуть позже).

finalreviewДень второй. Здесь будем кратки. На второй день ряды юзабилистов значительно опустели, а из тех, кто остался, половина была просто не в силах работать (таки да, ночь удалась:)). Однако это не помешало командам продолжить работу над проектами и перейти от целей, персонажей и сценариев непосредственно к созданию прототипов. Скетчи, ватманы, маркеры, наклейки, творческий хаос – все это можно было наблюдать на столе у каждой команды. По итогу состоялась защита проектов, где каждая команда презентовала результат своего двухдневного труда, выслушала мнения экспертов и вердикт клиентов. Многим было действительно приятно увидеть искренний восторг и удивление на лицах заказчиков по результату проделанной работы, особенно учитывая реальную вероятность того, что эти идеи будут воплощены в жизнь на известных белорусских порталах.

Подводя итоги, хочется отметить, что кормили и поили нас вкусно и сытно, обучали и развлекали – крайне качественно. В плане же организации мы ожидали лучшего. Непонятные задержки в отправлении автобуса, проблемы с расселением, отсутствие постоянной «опеки» со стороны организаторов – эти и ряд других «мелочей» создали впечатление, что уверенность и комфорт участников были не совсем главным приоритетом конференции. Пользуясь терминами юзабилистов, далеко не всегда был очевиден статус происходящего вокруг, а ведь информированность пользователя – одна основных эвристик Якоба Нильсена.

Всё же, несмотря на небольшие недочёты в организации, у нас осталось позитивное впечатление от конференции, и в первую очередь, за счет мощных экспертов, ярких знакомств и общения (ну и гитара Дмитрия Сатина сделала свое дело, конечно:)). Очень надеемся, что это мероприятие станет традицией для белорусского сообщества юзабилити-специалистов и проектировщиков интерфейсов.

P.S. Фото в статье взяты из фотоальбома группы UXВelarus в Facebook, за что выражаем благодарность их авторам. В этой же группе можно посмотреть полный фотоотчет, а здесь – почитать отзывы участников.

 


27 Июня, 2012


Комментарии к “Отчет о UXcamp 2012”
  1. Спасибо за отчет.

    Меропритияе было очень классным. Лично у меня нет ни одного негативного воспоминания. Все было организовано на самом деле хорошо и без нареканий.
    За это спасибо Жене Гуриновичу и Юле Кмита.

    з.ы. В выбранные фото попали мой телефон и команда, с которой мы продумывали прототип сайта 21.by

Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google