На праздновании девятилетия сообщества analyst.by было объявлено о проведении первого опроса белорусских бизнес- и системных аналитиков.
Анонимное анкетирование проводилось в 1 квартале 2019 года. Всего было получено 187 анкет, из которых на этап анализа и обработки отправилось 172. Таким образом, в анкетировании приняло участие около 3% от всех IT аналитиков Беларуси. Анкеты были заполнены специалистами из разных городов, работающими в компаниях различного размера и имеющими разный опыт работы.
Результаты обработки анкет будут представлены в трех статьях. В первой части исследования представлен социально-демографический портрет IT аналитика.
Гендерный состав и возраст
Белорусская IT индустрия является очень молодой отраслью, в которой доминируют мужчины. В 2018 году средний возраст в отрасли составил 29 лет, а на долю женщин приходится только 25.4% (2) занятых позиций. Данные показатели сопоставимы с показателями «Кремниевой долины» США, причем на долю женщин там приходится менее 20% (5) всех позиций в IT.
В 2018 году средний возраст белорусских IT аналитиков составил 29,4 года, что заметно меньше среднемирового показателя в 42,2 года (3). Разница между средним возрастом мужчин и женщин составляет менее 1 года. При этом, на долю женщин приходится 65.8% всех позиций IT аналитиков, что почти на треть превышает среднемировой показатель в 52% (4) .
География работы
Минск безоговорочно является центром IT-жизни в стране. Опрос (2) определил, что в столице занято 88.2% IT специалистов. Распределение аналитиков еще более концентрированное: на Минск пришлось 91.8% всех IT аналитиков. Второе и третье место занимают Гродно и Витебск с 3.5% и 2.3% соответственно. А за пределами столицы и областных центров работает менее 1% респондентов.
Уровень образования и владения английским языком
95.3% аналитиков имеют диплом о высшем образовании, и этот показатель практически одинаков у женщин и мужчин (94.5% и 96.8% соответственно). Это существенно превышает мировые показатели, где на долю специалистов с высшим образованием приходится 78.8% (4).
В связи с тем, что занять позицию IT аналитика можно и не имея профильного образования, только 27.3% специалистов могут предоставить диплом, специальность в котором связана с IT. Наибольшее количество дипломов (54.6%) получено по гуманитарным специальностям.
Направленность белорусской IT индустрии на оказание аутсорсинговых услуг (60.5% компаний (1)), обуславливает высокие требования к уровню владения английским языком сотрудниками. Особенно это актуально для аналитиков, в круг задач которых входит прямое взаимодействие с заказчиками и стейкхолдерами из разных стран.
74.9% респондентов заявляют о знании английского на уровне Upper Intermediate и выше. При этом женщины владеют языком значительно лучше, чем мужчины (78.2% против 69.4%).
Наличие в Беларуси IT компаний, которые работают исключительно на рынке стран СНГ, позволяет трудоустраиваться также аналитикам, которые совсем не знают английского языка либо знают его на элементарном уровне. Таких специалистов всего 5.3%.
Выбор профессии
Позиция IT аналитика – это один из основных путей в отрасль для специалистов, у которых нет ни профильного, ни просто технического образования. Как мы уже рассмотрели выше, более половины опрошенных аналитиков имеют диплом не технической специализации.
Из других отраслей экономики пришел 51.1% респондентов, причем 12.2% честно признались, что хотели «войтивайти» и у них это получилось.
Горизонтально мигрировали с других позиций либо получили релевантное образование 43.1% респондентов. Причем разница между мужчинами и женщинами по данному показателю не превысила двух процентных пунктов. Среди «мигрантов» с других IT позиций преобладают QA специалисты.
Принудительно, по решению руководителя, аналитиками стало 2.9% респондентов.
Проведение досуга
Аналитик – это не только должность, но и склад ума, который предполагает некоторую схожесть интересов и увлечений специалистов. В ходе опроса респондентам было предложено выбрать до 5 активностей для досуга, которые им наиболее близки.
Очень близко, к пятому месту рейтинга, находится изучение иностранного языка – его отметили 35.5%. Причем женщины выбирали данную активность в два раза чаще мужчин.
На отсутствие свободного времени для досуга указали 8.7% опрошенных, причем эта проблема одинаково затрагивает как мужчин, так и женщин.
Лидером среди наименее популярных видов досуга являются такие традиционно мужские хобби, как занятие техникой (2.3%) и традиционно женское рукоделие (4.7%). Видео- и компьютерные игры, увлечение которыми зачастую ассоциируется с IT отраслью, в качестве вида проведения досуга указали только 11.6% респондентов.
Несмотря на то, что кофе является самым популярным напитком среди офисных сотрудников (86% в США (6)), а наличие кофе и печенья на кухне указывается в описании вакансий, варкой кофе увлечены только 8.7% IT аналитиков.
Источники:
- Исследование «Software Development in Ukraine, Poland, Belarus and Romania in 2019», AVentures Capital, Aventis Capital и Intellias
- Исследование «ИТ в Беларуси-2018», dev.by
- Исследование «2017 Business Analysis Salary Survey», ASPE training
- Исследование «2018 Annual Business Analysis Salary Survey Summary Report», IIBA
- Исследование «Women in the world of tech», Small Business Trends
- Данные National Coffee Association (США)
Николай Нелипович
Бизнес-аналитик
https://www.linkedin.com/in/nikolaynelipovitch/