analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Избегайте «мертвой зоны» в бизнес-анализе

Logo

Оригинальная статья: «Stay out of the BA ‘death zone’»

В авиации есть стадия профессионального развития, которую проходят все пилоты, называемая «мертвой зоной». Кто, по-вашему, чаще всего попадает в «мертвую зону»  –  новички, опытные пилоты или пилоты-профессионалы? Правильный ответ: опытные пилоты.  Стадия «мертвой зоны» наступает в тот момент, когда самоуверенность начинает превышать способности и умения. Кажется странным? Читаем дальше.

Когда пилоты впервые обучаются управлению самолетом, с ними постоянно занимаются инструкторы, которые контролируют каждый их шаг и каждое решение. Когда пилот получает возможность летать самостоятельно, он все равно продолжает учиться, так как самостоятельные полеты требуют ещё большей ответственности.

В какой-то момент времени пилоты-стажеры приобретают, наконец, тот опыт, который необходим для сдачи экзамена FAA (Федеральное Авиационное Агентство). Это обычно совпадает с приблизительно 50-часовым налетом. Пилоты все еще осторожны и зря не рискуют. Однако когда пилоты приближаются к 200 часам налета, происходят интересные вещи. Статистика происшествий растет и снижается лишь только к 500 часам. Это и есть та зона, в которой пилоты переоценивают свой опыт и начинают идти на необдуманные риски. Ближе к 500-часовой отметке статистика происшествий падает, так как пилоты (как бы печально это не звучало, но имеются в виду те из них, которые выжили) приобретают инстинктивное понимание своих действий. Именно это, а также постоянные тренировки, помогают им оставаться в безопасности.

Как бизнес-аналитики попадают в «мертвую зону»? А точно так же: когда уровень уверенности в своих силах становится выше, чем наработанные навыки и приобретенный опыт. В этот момент они начинают принимать решения за представителей бизнеса, вместо того, чтобы предоставить это последним. Если вы когда-либо ловили себя на мысли, что вы знаете бизнес лучше тех, кто в этом бизнесе варится, вы, возможно, находились в этой самой «мертвой зоне». Такая тактика может привести к пропущенным или неверно сформулированным требованиям. Несомненно, крайне полезно знать бизнес-область проекта, однако помните, что вы как бизнес-аналитик, в первую очередь являетесь связкой между бизнесом и ИТ, а не SME (Subject Matter Expert, эксперт в предметной области). И несмотря на то, что вы работаете и изучаете определенную бизнес-область, вы как бизнес-аналитик не являетесь тем человеком, который принимает решения за представителей бизнеса. Такие поступки ведут вас в «мертвую зону».

Как остерегаться попадания в «мертвую зону»? Давайте взглянем на то, как в авиации следят за безопасностью в воздухе:

1.    В авиации от пилотов требуется каждые 2 года проходить анализ полетов с инструктором FAA. Раз в 2 года пилотам необходимо доказывать FAA, что они умеют пилотировать самолеты. Анализ полетов проводится в присутствии старшего пилота, который наблюдает за пилотированием и задает вопросы, связанные с любыми аспектами управления самолетом. Для бизнес-аналитиков это означает совместную работу с аналитиками более высокого уровня, которые будут наблюдать за их действиями, анализировать результаты и стиль их работы.

2.    FAA требует от пилотов раз в несколько месяцев проходить медицинское обследование (не волнуйтесь, у пилотов регулярных рейсов — более строгие нормативы и обязательное медицинское обследование каждые полгода). Часто ли в вашей организации бизнес-аналитики проходят «медицинское обследование»? Менеджмент должен тщательно следить за результатами работы бизнес-аналитиков. Учитываются ли советы представителей бизнеса при разработке требований? Как часто разработчикам приходится полагаться на свои догадки или постоянно спрашивать аналитиков после того, как требования уже разработаны и задокументированы? Как насчет самой организации? Предоставляет ли она бизнес-аналитикам достаточно времени и ресурсов для эффективной разработки требований? Все вышеупомянутые моменты необходимо постоянно инспектировать, чтобы иметь точное представление о «состоянии здоровья» бизнес-аналитиков и самой организации.

3.    Авиационные семинары по безопасности. Несмотря на то, что эти семинары не являются обязательными, они помогают постоянно держать пилота в форме. К примеру, каждый пилот обязан уметь посадить самолет при боковом ветре (crosswind, когда ветер дует перпендикулярно посадочной полосе). Семинары по безопасности детально покрывают данный аспект. Но пилоты же уже изучили это, зачем им еще раз посещать этот семинар? Все просто: мы забываем вещи, которыми не занимаемся ежедневно. Или же могут появиться новые, более надежные техники посадки в условиях бокового ветра. В любом случае, постоянное обновление знаний – только на пользу.

Хоть и не все бизнес-аналитики умеют пилотировать самолеты, крайне важно помнить о том, что как только ваша уверенность в собственных силах превышает ваш уровень опыта и знаний, вы попадаете в «мертвую зону». И несмотря на то, что это не убьет вас в прямом смысле слова, это может убить ваш проект.


Автор: Пользователь ресурса B2TTraining под ником paul.

Оригинал статьи: http://www.b2ttraining.com/2011/03/10/stay-out-of-the-ba-death-zone/

Перевод подготовлен: Gerych

Обсуждение на форуме:

 


12 Апреля, 2011


Комментарии к “Избегайте «мертвой зоны» в бизнес-анализе”
  1. Отличная статья! Полностью поддерживаю главную мысль: не старайтесь улучшить бизнес, не принимайте решения за представителей бизнеса, т.к. они, а не вы являетесь в нём экспертом!

    Спасибо Герману за отличный перевод!

Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google