Итак, в первой статье я писала про то, что обучаемость – это навык. И что учиться можно научиться. И что, когда вы научитесь, вы начнете получать кайф и энергию от самого процесса. В этой статье я расскажу о том, что еще обязательно стоит учитывать, начав учиться учиться.
А вот следующий момент, с которым я бы хотела разобраться. Наверняка, у вас рано или поздно возникнет вопрос: “А может быть у меня нет способностей к… (языку, математике, бизнес-анализу-ваш вариант)?”. Мой ответ на этот вопрос всегда один: речь не о способностях, речь о навыках, которые помогают нам приобретать новые навыки. Что же нам мешает, что заставляет верить в отсутствие способностей?
1. Слабо развитые метакогнитивные навыки.
Если вы читали определение по ссылке, из первой статьи, то вы, наверно, обратили внимание, что автор упоминает метакогнитивные навыки. Это те навыки, которые помогают нам, в том числе, учиться. Всем, например, известно, что математика и точные науки, в целом, развивают логическое мышление и аналитические способности. Если вы совсем не дружили с математикой в школе, есть немалая вероятность того, что навык логического мышления у вас, скажем, сформирован слабо. Конечно же, вам придется сначала прокачать этот навык, а потом уже, например, учиться программировать. Кстати, в профессии бизнес-аналитика способность ясно и логически мыслить тоже крайне важна. Другой пример – языки. И всем известный миф о “предрасположенности к языкам”. Мне бы хотелось думать о себе, как о таланте, так как я хорошо осваиваю новые языки, но я считаю, что дело не в этом. Дело в базовых навыках, которые я развила, в том числе, конечно, в детстве. Например, для изучения языка крайне важен слух. И обучение музыке (игре или пению) поможет вам этот слух развить, даже если от природы он не то, чтобы очень. Следом идет память. И ее тоже можно развить. Иными словами, ваши способности к изучению программирования, бизнес-анализа или иностранного языка зависят от уже сформировавшихся навыков (или их отсутствия), то есть от того, чему вы уже научились. И поэтому что? Конечно! Если вдруг по какой-то причине вам недостаёт этих базовых навыков – достаньте их! Конечно, некоторые достаются очень сложно, как, например, математическое мышление. Сложно, да, но ведь не невозможно! К слову, некоторые базовые навыки тренируются, как вы можете понять, в процессе обучения – например, память. И не забывайте, что навыки – это не что-то, что с вами навечно. Если вы их не используете, они медленно, но верно уходят от вас.
2. Внешний локус контроля.
Сомневаясь в своих способностях к чему-то вы, скорее всего, делаете это, потому что сравниваете себя с тем, кто научился тому же быстрее, или кому это далось проще. Как вам кажется. Не всегда кажущееся есть правда, но я не собираюсь отрицать тот факт, что одни люди учатся чему-то быстрее, других. Во многом это зависит от того, что я написала выше. И при этом, конечно, есть и личные качества, например, особенности характера или психики, но навыками можно эти особенности (если они мешают) сгладить. Поэтому, для вас должно быть важным то, что вы тоже можете научиться, а не то, что кто-то сделал это быстрее. Да, возможно, вам предстоит более длительный путь, потому что вам недостает развития каких-то навыков. Но у вас есть выбор: забить или взяться за себя и поработать.
Психологи любят говорить про локус контроля. Правильный локус – внутренний. Это, просто говоря, когда вам для уверенности в себе и своих силах, не нужна внешняя оценка или сравнение с другими людьми. Когда вашей базой для сравнения являетесь вы прежний. И если вы стали лучше вас вчерашнего, если вы освоили что-то, что вы вчерашний не знали – вы двигаетесь, вы растете, это здорово. Не сравнивайте себя с другими, это мешает фокусироваться.
3. Непонимание ваших личностных особенностей.
Кстати, заодно я очень советую вам все-таки разобраться с особенностями (пусть даже на базовом уровне, хотя все же рекомендую на этом не останавливаться, ибо, чем лучше вы знаете себя, тем быстрее вы учитесь) вашей психики. Для наших целей подойдет, скажем, тест MBTI (кстати, на основе этой методики Д. Голдстейном и О. Крейгером написана совершенно отличная книга “Творческая личность”, которую я очень рекомендую прочитать). Для чего вам знать результаты этого (и других подобных) теста? Ну конечно, чтобы лучше понять, что для вас будет (лучше) работать в обучении, а что нет.
Что же получается? Зная особенности своей личности, вы сможете лучше построить свой процесс обучения, сделать его более эффективным. Но вот отмазки в стиле “у меня нет способностей” у вас больше нет – теперь вы знаете, что способности не при чем, значит и природа вас не обделила, нечего пенять на гены. Как я не раз уже писала выше, секрет в том, чтобы научиться учиться. Просто, возможно, вам придется для начала начать с простого. Скажем, не научиться программировать, а научиться логически мыслить. Вы можете подумать, что развивать “базовые” навыки долго и страшно. Но подумайте об этом в таком разрезе, в каком подумала одна моя знакомая. Ей было 40 и она была к этому моменту очень успешной журналисткой (дело происходило в Америке), но журналистика больше не доставляла ей удовольствие. Она очень хотела стать юристом, адвокатом. Но, как и многие, думала, что в 40 лет уже поздно начинать. Она сказала своей подруге: “Ну как я могу? Ведь к моменту, когда я закончу учиться, мне будет уже 45 лет!”. На что подруга ей ответила: “Слушай, 45 лет тебе будет в любом случае, но к этому моменту ты уже можешь получить диплом!”. Сейчас ей намного больше 45 лет, и она сделала блестящую карьеру еще и в адвокатуре. Поэтому не теряйте время своей жизни на сомнения и страхи – берите и делайте!
В следующих статьях я буду рассказывать о том, как построить эффективный процесс обучения и как преодолевать трудности, возникающие на разных этапах этого процесса. А пока расскажите, приходилось ли вам преодолевать убеждение об отсутствии способностей? Как вы это делали? Приходилось ли получать какие-то совершенно новые для себя знания, которые, как казалось вначале, вам не осилить?
—
Тренер ITMINE
Привет. Вика, спасибо.
Отличная серия статей.
Мне пришлось выслушивать признание знакомой после совместного обучения: признала, что думала о моих способностях выучить и сдать экзамен хуже, чем оказалось в реальности.
Когда я приступала к этому обучению, то мне было немного страшно. Но другого варианта я не видела для себя. Окунулась в омут знаний с головой, успешно сдала экзамен, получила аттестат, но так и не довелось применить полученные знания на практике. Я об этом не жалею абсолютно. Это был опыт из серии «если хочешь, то всё можешь». Я получила этот опыт и утвердилась во мнении, что учиться это то, что я хочу делать постоянно.
Вика, спасибо за комментарии. И поздравляю с успешным опытом преодоления, который тебе наверняка поможет в будущем не раз! Даже если он был давно.
В целом хорошая статья.
Однако с тестом MBTI связываться не стоит.
https://op-talk.blogs.nytimes.com/2014/07/18/why-myers-briggs-is-totally-useless-but-wildly-popular/
Очень хороший курс о том, как учиться учиться здесь:
https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn?siteID=TnL5HPStwNw-PZkGCDILVOe_.qWKHqZi.w&utm_content=10&utm_medium=partners&utm_source=linkshare&utm_campaign=TnL5HPStwNw