analyst.by

Белорусское сообщество бизнес и системных аналитиков

Учимся учиться. Стадии обучения.

В предыдущих статьях на эту тему я рассказывала свое видение того, что такое обучаемость (раз и два) и как обеспечить себе мотивацию и с чего начать.

Далее я хочу поговорить про самый, на мой взгляд сложный момент, который наступает в процессе обучения. Преодоление сопротивления в этот момент, как мне кажется, является ключом к успеху всего проекта.

Однако, для начала расскажу немного про четыре стадии обучения. Я их интерпретирую немного по-своему. Однако эта интерпретация не противоречит тому, что вы можете прочесть в интернете. Просто она помогает мне донести мою мысль про сопротивление более эффективно.

Вот они:

  1. «Я не знаю, что я не знаю» — неосознанная некомпетентность.
  2. «Я знаю, что я не знаю» — осознанная некомпетентность.
  3. «Я знаю, что я знаю» — осознанная компетентность.
  4. «Я не знаю, что я знаю» — неосознанная компетентность.

Очень коротко про эти зоны.

В зоне неосознанной некомпетентности вы можете либо вообще не знать о существовании чего-то, что вы не знаете (так, многие люди попросту не знают про существование такой области знаний, как бизнес-анализ), либо вы не представляете себе «масштаб трагедии». То есть, вы в прямом смысле не знаете, чего именно вы не знаете. Сама область для вас – неизведанное. Вы не представляете, какой именно пласт знаний лежит за фразой «бизнес-анализ» и каково это – его освоить. Очень часто люди на этой стадии либо недооценивают, либо переоценивают сложность задачи. Например, они могут говорить: «Подумаешь, бизнес-аналитики! Что это за профессия? Ходи себе, болтай со всеми. Если б я захотел, то стал бы аналитиком за месяц!». Или наоборот: «Ой, бизнес-анализ – это строго для избранных, надо иметь особенный талант или склад ума, чтобы научиться писать технические задания, это мало кому дано!». А иногда (бывает и такое) люди что-то знают (нахватали по вершкам) из предметной области и ошибочно полагают, что полностью освоили область. Просто потому, что не осознают глубину предмета, не пытались даже погрузиться. Например, один мой знакомый утверждал, что он может выучить любой язык на достаточном уровне за неделю, слушая самоучители. Так, например, по его словам, он освоил испанский. Похожим образом часто  упрощают сложную задачу, не имея перед глазами общей картины. То есть, нахватавшись нескольких простых фраз для того, чтобы иметь возможность выполнить простейшие действия, считают, что выучили язык. Да, такие люди очень раздражают тех, кто уже перешел в стадию 2 :)

Вот настоящий масштаб «проблемы» (освоения новой области знаний) осознается тогда, когда вы начинаете изучать что-то и переходите в зону 2.  Не начав изучать, при чем, как следует, в зону 2 не попасть. Не стоит тешить себя иллюзиями об обратном. Осознанная некомпетентность наступает тогда, когда вы четко видите перед собой весь объем той области знаний, в которую решили погрузиться и, что важно, начинаете осознавать, как мало вы, в сущности, знаете из нее и как много и долго вам еще учиться, чтобы стать профессионалом.  Находиться в этой зоне больно. В ней возникает сильное сопротивление. Ведь никому не нравится чувствовать себя некомпетентным, глупым, слабым. А вот тут частенько эти ощущения возникают. И, соответственно, сразу хочется все бросить и куда-нибудь спрятаться. Но знайте, что если вы будете достаточно упорны и трудолюбивы, вы все-равно придете в 3 стадию осознанной компетентности.

На стадии 3 вы уже обладаете некими навыками, но они еще совсем не доведены до автоматизма, вам нужно стараться, думать, тратить много времени на то, чтобы у вас получилось что-то сделать. Но это уже получается! А значит, вы получаете удовольствие! На мой взгляд, это самая приятная стадия в плане ощущения собственного роста и развития.

А на стадии 4 – неосознанной компетентности – навык ваш становится автоматическим. То есть, вы начинаете его использовать, не осознавая. На этой стадии могут начаться проблемы, связанные с обесцениванием. Например, мы можем думать, что то, что мы делаем, очень легко, что это могут все, что мы, в конце концов, ничего особенно не делаем (ведь усилий мы и правда не прилагаем – все автоматически получается). Часто люди даже не могут назвать те знания и навыки, которые у них находятся в этой зоне, потому что не осознают их как что-то особое. Например, опытные аналитики всегда (я надеюсь ;) задают уточняющие вопросы. Чаще всего они не задумываются, надо ли их задать и какие. И даже не осознают, что они это делают. Это просто автоматический навык.  Или, скажем, если вы говорите по-английски свободно (то есть навык автоматический), то, заговори с вами кто-то на улице на английском, вы не задумываясь и не подбирая слов ответите. И вряд ли у вас при этом возникнет мысль: “Оу, как я крут, я только что ответил человеку на английском!”.

Все эти стадии обучения, на самом деле, применимы ко всему. То есть, через их призму можно рассматривать как освоение целой профессиональной области, так и отдельных навыков из области. И вы, например, в плане освоения предметной области можете находиться на стадии 2, но внутри этой предметной области различные навыки могут при этом быть как доведенными до автоматизма, так и полностью неосвоенными.

Что вы думаете про эту модель (ее придумала не я, если что :) )? Помогает ли она вам поддерживать мотивацию при изучении нового?

 

Виктория Бутич

Тренер ITMINE

 

 

 


25 Ноября, 2016


Комментарии к “Учимся учиться. Стадии обучения.”
  1. Вика, спасибо тебе, как всегда, за труды, которые интересно и просто читать. Я отвечу не по поводу твоего вопроса в конце, а по поводу самой статьи:

    1) Тема крута и важна. Лично у меня касательно предыдущих постов этого цикла было, в основном, ощущение «кэпства» и практической бесполезности (что не отменяет то, с чего я начал — читать это интересно и приятно). Тут я вижу простор для каких-то практических выводов и рекомендаций, и это круто.

    2) То, на чем я закончил предыдущий пункт: хотелось бы увидеть практические выводы и рекомендации :) Как эта модель может потенциально мотивировать во освоении нового? Как ее вообще полезно применять, кроме осознания того, на какой ступеньке ты стоишь? Какие есть tips and tricks для каждой стадии?

    • Герман, спасибо за обратную связь. Отвечу по пунктам. 
      1. Понятно, что многие люди (особенно сеньерные) прекрасно все это знают. Но, по моему опыту, есть достаточно людей, которые не знают. Не знают, как учиться, не знают, откуда брать мотивацию, не верят в свои способности (или наоборот, сильно их преувеличивают), ждут «волшебной пилюли» (имеют внешний локус контроля) и т.д. Ве предыдущие статьи были именно для таких людей в основном. Ну и для всех других — как возможность освежить память :) 
      2. Прежде чем делать выводы относительно теории, описанной в этой статье, мне нужно было объяснить суть. Ты вот знаешь это, а многие, наверняка нет. А про свои выводы и рекомендации я напишу в следующей статье. 

Добавить комментарий
Также Вы можете войти используя: Facebook Google