Мы снова интервьюируем не-аналитика из компании EPAM Systems, чтобы узнать у него ещё больше про аналитиков и про то, как ему с ними живется. Прошлые пять частей первого сезона серии «интервью про аналитиков» можно найти в рубрике «видео-интервью». Не устану напоминать, что первый сезон у нас про тех не-аналитиков, которые «сверху»: менеджеры, собственники бизнеса и не только. Сегодня у нас в гостях Андрей Авдей, руководитель практики (департамента) по внедрению решений по управлению контентом (Content Solution Practice) в компании EPAM Systems.
Андрей рассказал про то, чем занимается его практика (департамент), чем в нем занимаются бизнес-аналитики, кто такие digital аналитики, с какими компаниями они работают, что делают на presale, что делают потом (discovery phase), кто является главным действующим лицом на фазе presale и discovery phase, в чем специфика работы аналитиков конкретно в их департаменте, какие требования к ним предъявляются и как Андрей понимает, что аналитики работают хорошо.
ЮВ: Всем привет! Это сообщество analyst.by. В этот раз мы снова в славной компании ЕРАМ Systems и беседуем с Андреем. Думаю? будет гораздо лучше, если Андрей сам представится, чем я про него расскажу.
АА: Всем привет! Привет сообщество! Меня зовут Андрей Авдей. Я руководитель департамента – или практики – по внедрению решений по управлению контентом (Content Management Solution Practice).
ЮВ: Как бы ты ответил на вопрос, кто такие бизнес-аналитики? Как ты себе это понимаешь?
АА: Для меня бизнес-аналитик – это специалист, который можем помочь мне придти к бизнесу, проанализировать его проблемы и предложить решения.
ЮВ: Скажи мне, я правильно понимаю, что у тебя в практике аналитики есть?
АА: Да.
ЮВ: Скажи пару слов, кто ты по отношению к ним и сколько их там?
АА: У нас в практике есть команда бизнес аналитиков, ими занимаются Катя Пясковская и Сергей Шиманский. У нас порядка 25 человек, но также мы работаем и с другими аналитиками, которые есть у нас в ЕРАМ. Кто я для них? Правильнее сказать, что мы пытаемся построить и что мы пытаемся сделать. Есть на маркете такое понятие “Digital”. Сейчас появляется понятие digital бизнес-аналитика и мы стараемся построить дело, которое называется Digital бизнес-анализ, а не просто бизнес аналитика в нашем классическом понимании.
ЮВ: Чем у тебя занимаются аналитики?
АА: Наша работа в ЕРАМ драйвается бизнесом. У нас есть клиенты, которые делают свой бизнес, и мы помогаем им достигать результатов. Соответственно, мы сейчас видим, что бизнес делает очень большой шаг, он проходит трансформацию в Digital, становится цифровым. Использование цифровых технологий для максимального улучшения, ускорения, повышения эффективности своего бизнеса. Самый простой вариант мы знаем: продавать вещи можно в магазине, можно продавать онлайн, можно продавать, как это делает Amazon. Покупать билеты можно классическим путем, а можно делать все через Digital. И это касается сейчас любой компании, любого бизнеса. Мы в ЕРАМ построили эту практику для того, чтобы помогать нашим клиентам делать эту трансформацию, помогать им использовать цифровые технологии. И бизнес-аналитики здесь играют ключевую роль. Есть бизнес, у бизнеса есть какая-то проблема, он пытается ее понять. Если не получается, то он использует бизнес-консалтинг, который помогает ему сформулировать эту проблему. Когда есть проблема, можно начинать с ней работать. Следующий шаг – мы можем предлагать решения, чтобы устранить эту проблему, используя технологии. И вот в этот момент начинают работать бизнес-аналитики. Мы получаем бизнес, пытаемся понять проблему и предложить решения. Не записать, не раздробить, а именно понять, пропустить через себя, через наш опыт, и в ответ предложить решения.
ЮВ: Скажи, пожалуйста, бывают такие проекты, где частью предлагаемого бизнес-аналитиками решения является не только то, что связано с цифровым, но и не цифровое, комплексное.
АА: Это мы называем Connected Enterprise, когда внедряется не только часть цифровых технологий, но еще и физические технологий, когда физические устройства тоже связаны с технологиями. Люди и процессы это одна часть: есть опыт и технологии, которые люди знают и могут применять. Второй шаг – это когда цифровые технологии совмещаются с физическими устройствами. Дальше ситуация сложнее: понять, как и кем это используется. Решение здесь становится более комплексным.
ЮВ: Предлагаемое вами решение чаще всего связано с переходом компании в Digital и развитие ее в Digital. Наверняка, это также связано с изменением каких-то процессов, которые не связаны с Digital, например людей нужно обучить или оргструктуру изменить и т.д.
АА: В первую очередь это связано с изменением mindset. Мы меняем mindset компании. Либо они готовы меняться, либо мы им помогаем меняться. Здесь участвуют все: бизнес-аналитики, которые предлагают решения, наши Agile коучи, если мы пытаемся внедрить Agile в компанию. Потом, безусловно, обучить людей, понять, кого и как нужно будет обучать, и это все комплексное решение проблем. Клиенты у EPAM довольно крупные.
ЮВ: Ты можешь назвать пару компаний, с которыми работает ваш отдел?
АА: Самый большой проект, который мы делали всей нашей практикой и которым очень гордимся, это Canadian Tire — самый крупный ритейлер в Канаде. Магазины Canadian Tire расположены в 15 минутах ходьбы от каждого человека, живущего в Канаде. Задача была перевести этого огромного гиганта в Digital, сделать так, чтобы человек, который раньше тратил 15 минут, чтобы дойти до магазина, мог сделать все то же самое в лучшем виде через web.
ЮВ: Это похоже на Walmart в США?
АА: Это похоже на Walmart в США. Если в наших реалиях, то Onliner.by умножьте на 100 и представьте, что он везде!
ЮВ: Наверняка такие проекты начинаются со стадии pre-sales. Это так у вас?
АА: Безусловно стадия pre-sales есть, но все наши Digital Engagement [команды] действуют на основании discovery driven approach. Pre-sales — это когда мы выигрываем. Мы рассказываем, что мы за компания, делаем предложение – это классная часть. Вторая часть, которая очень важна – что делать дальше? Мы представляем размеры компании, чтобы понимать, что мы, вообще, будем делать. Тогда мы проводим фазу discovery и пытаемся понять, что есть сейчас, опрашиваем основных стейкхолдеров всех отделов, которых затрагивают наши решения. Потом думаем над решением. Для того, чтобы сформулировать, из чего это все состоит, мы и делаем discovery фазу. Как правило в onsite.
ЮВ: Правильно ли я понимаю, что на стадии discovery фазы самое главное действующие лицо – это аналитик?
АА: Почти. Мы всегда работаем командой: digital аналитик, который понимает digital, понимает проблемы бизнеса и может задавать правильные вопросы, чтобы понимать ширину проблемы и варианты решений. Второй человек – архитектор. Это либо enterprise архитектор, если мы затрагиваем большую компанию, где нужно будет делать большие изменения и затрагивать enterprise архитектуру, либо Solution архитектор, если мы рассматриваем что-то более точечное, как например ритейл и Commerce. И конечно же, менеджмент, который помогает нам это все организовать. Мы работаем всегда ключевой командой, где бизнес аналитик – обязательный персонаж, потому что он общается с бизнесом и он понимает, какое решение правильно предлагать.
ЮВ: Ты про это упоминал, но я хотел бы задать отдельный вопрос. Наверняка, ты видел разных аналитиков из разных компаний и стран. Можешь ли ты сказать, в чем специфика работы бизнес аналитиков именно в вашей практике?
АА: Хороший вопрос. На самом деле, есть специфика. Мы занимаемся Digital и в первую очередь ориентируемся на клиента, а клиент – это клиент нашего клиента, т.е. мы, обычные люди. Мы хотим многого, наши клиенты хотят нам это дать и идут к технологическим компаниям, чтобы иметь возможность это предоставить. Поэтому весь Digital сфокусирован на клиенте. Client is the center of Universe. И для наших аналитиков наш клиент – тоже center of Universe. Самый главный фокус – понять, что же бизнес хочет дать своему клиенту. Главная задача наших аналитиков – фокусироваться на клиента и думать, как клиент. Второе, иметь возможность разговаривать на языке бизнеса. Когда мы внедряем решения, например, для Digital Marketing, мы разговариваем с CMO [Chief Marketing Officer] на стадии pre-sales, а дальше работаем с его командой. И нужно понимать маркетинг: они не разговаривают на языке use-кейсов, user story – они разговаривают на языке конвертаций, персонализации, сегментации и т.д. Важно этот язык понимать, его интерпретировать и выдавать правильные решения. Здесь же добавляется важный навык работы с клиентом. И четвертое: важно понимание технологии, которая стоит за этим. Не обязательно понимать, как это заимплементированно – для этого есть архитекторы и большая команда разработчиков, но важно понимать продукты, потому что компании как Microsoft, Adobe, SAP, они тоже борются за этот рынок и их продукты предоставляют стандартные коробочные решения. Наша задача сделать продукт для клиента на базе существующих решений, поэтому, как минимум, нужно знать все существующие продукты, как они работают и те best practices, которые уже собраны, и правильно это все показать нашему клиенту. И потом построить свой продукт, который будет работать для них. Поэтому очень важно говорить на языке бизнеса, правильно с ним общаться, понимать, что он хочет, знать существующие решения и уметь их вместе соединить и показать.
ЮВ: Из этого вытекают довольно высокие требования, которые ты предъявляешь к аналитикам. Тебе приходилось нанимать аналитиков в свою практику или как-то участвовать в этом процессе? Если да, какие качества для тебя важны в аналитике?
АА: В первую очередь я бы смотрел на поведение человека, его коммуникационные скилы, как он работает, как он общается. Умение общаться – это база для бизнес-аналитика. Что очень важно – это imagination (воображение). Имеется в виду, не просто думать стандартными шаблонами, а думать на уровень выше, чтобы придумывать решения. Не просто уметь сформулировать и структурировать проблемы клиента. Imagination – это пропустить проблемы через себя, задать правильные вопросы. Возможно, окажется, что все нужно сделать по-другому или добавить в решение новые продукты, предложить клиенту посмотреть какие-то продукты. Т.е. мыслить шире.
ЮВ: Для меня ты в imagination вкладываешь сразу несколько вещей: это широкий кругозор, умение мыслить глобально, умение находить проблемы и придумывать для них самому решения, а не ждать, пока кто-то расскажет.
АА: Да, верно, а дальше больше практики и более сложные проекты – у нас их выше крыши.
ЮВ: И ты упоминал onsite. Это значит, что и английский язык нужен?
АА: Да, англиский обязателен. Бывает, что нужен французский или немецкий, но это уже специфика.
ЮВ: Как ты оцениваешь пользу от аналитика на проекте? Как ты понимаешь, что он работает хорошо?
АА: Я реже оцениваю плохо, я чаще оцениваю хорошо. Первая оценка – это загрузка команды разработчиков, т.е. когда анализ проделан настолько, что у нас все кипит, это очень классно. Второе – это acceptance, т.е. когда аналитик готов показать клиенту свой продукт, который он продумал, построил и ребята его сделали, это очень важно. Если не работает команда, если мы не можем показать демо, а мы можем показать просто список в 100 запросов, этого мало для успешного результата.
ЮВ: Мне кажется есть еще одна неявная метрика, которая вытекает из того, что ты говорил: если для тебя аналитики – это люди с imagination, которые умеют принимать решения, то явно должна быть обратная связь от бизнеса?
АА: Success story от клиента – это наше все! Но важно понимать, что эта success story, безусловно, зависит не только от аналитика, но от всей команды.
ЮВ: Есть люди, которые часто задаются вопросом, нужны ли им бизнес аналитики или нет? Нанимать ли их или нет? Что бы ты таким людям посоветовал?
АА: Если они думают над этим, это уже хорошо! Значит можно взять кого-то в пару, чтобы думать не одному. А если взять человека с воображением, то это возможность получить хороший результат. Если есть бизнес и есть проблемы бизнеса, безусловно, нужно брать бизнес-аналитика. Если это проблема высокого уровня или бизнес не может ее сформулировать, я бы обратился в бизнес-консалтинг, если проблема сформированная и ты ищешь решения, то нужен бизнес-аналитик.
ЮВ: Что бы ты посоветовал аналитикам?
АА: Аналитики — читайте аналитиков! На самом деле, это интересная тема, потому что аналитики Gartner и Forrester, пытаются подсказать, как же будет выглядеть будущее IT, говорят о том, что идет трансформация, идут реальные процессы в бизнесе. Почитав их, можно понять, а что же будет нужно в будущем.
ЮВ: Это про тренды. Ребята, следите за трендами, за рынком, глобально.
АА: Да, читайте аналитиков.
ЮВ: Чудесный совет, мне кажется! Ну что ж, все, у меня вопросы закончились. Спасибо большое, приятное интервью!
АА: Спасибо большое, приходите еще раз в гости!
ЮВ: Пока.
АА: Пока.
Послесловие. Вообще убрали фоновую музыку и посторонние шумы… Традиционно обращаюсь (а так как вы не отвечаете, то скоро перестану) с вопросами, чтобы сделать следующие части ещё лучше: что хорошо? что вам понравилось в этот раз? что стоит изменить? что можно улучшить? какие темы ещё хочется затронуть? с кем бы хотелось, чтобы мы пообщались?
—
Интервью провел:
директор и тренер учебного центра ITMINE, директор UXpresso
Как обычно, круто - очень интересный собеседник и вопросы, много полезной информации. Спасибо :) Чисто технически, по цветам как-то блекло. Да и в целом, хочется картинку покачественнее. Плюс Андрея иногда глуховато слышно.
Герыч, спасибо!
С картинкой не знаю, что сделать (разве что делать какую-то пост-обработку, но я не знаю ни какую, ни как). Покачественнее картинку — а ты включал HD в ютюбе? Вроде ж, доступно аж прям HD-HD. По поводу глуховато подумаю, что можно сделать в следующий раз, но тоже не уверен, что поправлю.
Ага, ну я не для того, чтобы ты правил ASAP, а в целях ответить тебе, что вообще можно было бы потенциально улучшить. Разрешение огонь — естественно все было в HD и выше. Цветопередача страдает. Иди покупай проф. камеру или GoPro какой-нибудь. Шутка. С долей правды. В части звука, собственно, то же самое — вряд ли ты вытянешь что-то лучшее на телефон.
Технического уровня, на мой взгляд, достаточно, — складывается ощущение, что сам с кем-то непринужденно общаешься по скайпу )
По сути — интересно и познавательно, но хотелось бы больше конкретных примеров конкретного человека, например:
успехи и провалы бизнес-аналитиков по опыту собеседника,
где водятся самые сильные бизнес-аналитики,
что бывает с бизнес-аналитиками, когда они вырастают…
:)
Шпасибочки!
Записал вопросы для следующих сезонов и частей (:
На мой взгляд одно из самых интересных интервью из серии про аналитиков, спасибо!)
«Аналитики — читайте аналитиков!» - а можно поподробнее, где можно найти статьи, в которых аналитики делятся опытом?