Жили-были в одной прекрасной команде бизнес-аналитик и проектный менеджер. И вот вызвал проектный менеджер бизнес-аналитика к себе в терем ясный и молвит: «Дай, яхонтовый, руку свою, погадаю, все расскажу, что было, что будет». И так он своими речами елейными загипнотизировал аналитика, что тот ручку-то и протянул. Менеджер схватил ее и давай вещать: «Вижу ждет тебя дорога дальняя, да дом казенный, вижу король тебя ждет…» Очнулся аналитик в самолете, куда летит не помнит, что делать не знает. На этом сказке и пришел бы конец, если бы не продолжение статьи :).
Не каждая птица долетит до середины Днепра… А вот бизнес-аналитик так запросто, и даже дальше. География наших заказчиков обширна. И нет ничего эффективнее, чем личное общение. Поэтому нам приходится паковать чемоданы и ехать за тридевять земель собирать требования. Вот я и хочу поднять актуальную для бизнес-аналитиков тему командировок.
- Как подготовиться к командировке, чтобы она прошла эффективно с точки зрения работы?
- Что взять с собой? Про что не забыть?
- Что можно и нужно сделать до поездки?
- Как эффективно организовать работу в командировке?
- Какой должен быть результат в зависимости от цели командировки?
- И, напоследок, бонус: как сделать так, чтобы вас все-таки отправили в командировку?
Эти, и не только, вопросы я планирую осветить в цикле статей «Бизнес-аналитик, пакуем чемоданы!».
Итак, бизнес-аналитик – птица перелетная. Мы, в силу своей профессии, часто вынуждены выезжать на территорию заказчика. И прежде чем собираться в дорогу, давайте разберемся, какие могут быть цели у командировок. Исходя из моего опыта, можно выделить следующие виды командировок по целям:
Предпродажная командировка (Pre-sale). Цель – выяснить намерения и ожидания заказчика для составления коммерческого предложения.
Командировка – знакомство. Все просто – познакомиться, себя показать и на людей посмотреть. Ведь гораздо приятнее общаться с живым человеком, чем с голосом на том конце Skype.
Командировка – PR. Вселить в заказчика уверенность, что все будет хорошо в конечном итоге (просто еще не конец :)).
Обследование предприятия / Сбор требований. Изучить бизнес процессы, организационную структуру, текущие решения, собрать требования к новым системам.
Приемка готового решения. Поддержать приемку решения или системы. Например, поучастовать в пользовательском тестировании, ответить на вопросы пользователей, разобрать спорные ситуации (дефект, запрос на изменение или незапланированная «фича»).
Командировка для передачи знаний. Передать или получить знания по проекту или системе.
Тренинги.Обучить пользователей (или еще кого-нибудь) работе с системой (или просто обучить чему-нибудь).
«Тушение пожаров». Решить актуальную проблему – «разобраться кто виноват и наказать кого попало».
Образовательная командировка (тренинг, конференция). Получить знания, навыки, сертификаты. Нетворкинг и просто моральное удовольствие (just for fun).
Подготовительная командировка. Подготовиться к будущим командировкам, например, получить необходимые визы.
Подробно по каждому виду командировок я расскажу во второй части статьи.
А в этой части хотела бы поделиться советами и мыслями о том, как все же сделать так, чтобы вас все-таки отправили в командировку. Я люблю рассказывать начинающим аналитикам одну притчу:
“Некий купец отдыхал в караван-сарае, когда вдруг увидел в стороне проходящий мимо караван. Он подзывает к себе слугу и велит тому узнать, что это за караван. Слуга сломя голову помчался к каравану и через короткое время вернулся с сообщением:
— Это караван из Басры.
— А куда он идёт? — спросил купец.
— Сейчас узнаю, — ответил слуга и снова помчался к каравану.
Вернувшись, он доложил купцу:
— Караван идёт в Медину.
— А кто его владелец? — спросил купец.
— Сейчас… — начал было говорить слуга, но купец прервал его:
— Стой, не нужно.
Он подозвал другого слугу и послал его узнать о владельце каравана. Через некоторое время второй слуга вернулся с сообщением:
— Это караван из Басры в Медину. Его владелец — Абу Али ибн Халуми. Везёт груз шёлка, чтобы продать его на рынке по цене пять динаров за десять локтей. Но если купить весь шёлк, то он готов продать за четыре. Поторговаться с ним?”
Вывод, по-моему, очевиден, хотите ездить в командировки – берите пример со второго слуги. Начните со следующего:
- Улучшите свой уровень разговорного английского языка, если, конечно у Вас не Advanced English. Или другого нужного иностранного (а порой и родного) языка.
- Успешно завершите пару проектов в качестве функционального аналитика (аналитика требований), чтобы в команде о Вас были хорошие отзывы .
- Продемонстрируйте, что Вы хотите и готовы работать самостоятельно без присмотра «старших».
- Покажите высокую скорость работы без потери качества.Так как срок командировки ограничен, это очень важно.
- Расскажите о своих успехах менеджеру, чтобы он увидел в Вас потенциал.
- Развивайте свои «soft skills». Вы должны быть профессиональны, ответственны и самостоятельны, чтобы Вас с легким сердцем отправили в командировку.
- Сделайте так, чтобы Ваш заказчик сам пожелал увидеть Вас рядом с собой. Будьте дружелюбны, терпеливы и открыты.
- Если все никак не получается, то, в крайнем случае, можно уйти на позицию в другую компанию с оговоркой про командировки, если так уж хочется.
- Будьте проактивны. В конце концов, скажите о своем желании поехать в командировку :)
А собирать чемоданы мы начнем в следующей части. Всем успехов и удачи!
Уже думал, статья про увольнение будет. А нет, позитивная :)
Спасибо, Юлия,
из статью также становится понятно, что сделать, чтобы не ехать в командировку:
- скрывайте знание английского
- сделайте так, чтобы Заказчик пожелал не видеть вас ни при каких условиях
- рассказать менеджеру в грубой форме о своем нежелании ехать в командировку
и т.д.
Пожалуйста, Андрей =). 2 пункт может сработать, а вот 1 и 3 — не помогают, проверяла =)
Интересная статья. Спасибо!
Пожалуйста =)